Фотополимерная смола для 3d устройств: основные виды и сферы применения

Состав

Полиэфирные смолы имеют сложный состав. Все компоненты можно разбить на отдельные группы, которые выполняют вполне определенную функцию.

  • Полиэфир или полиэфирный олигомер содержится в количестве 65-70%. Это основное вещество, подвергающееся полимеризации.
  • Растворитель. Его объем составляет до 30%. Вещества, являющиеся растворителями, способны снижать вязкость материала, вступая в реакцию сополимеризации основного компонента.
  • Инициатор – вещество, которое способствует началу реакции. Доля его содержания составляет 1,8%.
  • Ускоритель играет роль катализатора. С его помощью существенно увеличивается скорость реакции. В смоле содержится около 1,5% ускорителя.
  • Ингибитор. Добавляется в основной состав для хранения. Именно он не дает смоле самостоятельно подвергаться полимеризации.

Как было указано выше, основной компонент полиэфир состоит из спиртов, кислот и ангидридов. Обычно в качестве спиртов выступает этиленгликоль, пропиленгликоль, диэтиленгликоль, дипропиленгликоль или глицерин. Остальными компонентами выступают фумаровая кислота, малеиновый ангидрид, адипиновая кислота и фталевый ангидрид.

После смешивания компонентов до наступления реакции отверждения полиэфир обладает относительно небольшой молекулярной массой. В процессе полимеризации молекулы образуют трехмерную сетчатую структуру, а их масса стремительно растет. Образование связанной структуры повышает прочность и плотность конечного материала.

Все растворители являются мономерами, они доводят консистенцию смолы до требуемой нормы, снижая ее вязкость. Без этого вещества подготовить смолу невозможно, так как изначально она слишком густая. К тому же растворитель участвует в процессе полимеризации, увеличивая скорость и глубину отверждения. Без растворителя смола «застывает», но очень медленно.

Инициатор нужен компонентам смолы, чтобы началась реакция отверждения. Перекись и гидроперекись, являясь инициаторами, взаимодействуют с ускорителем. В результате реакции они образуют свободные радикалы, которые, в свою очередь, превращают молекулы полиэфира также в свободные радикалы, в чем и заключается процесс полимеризации. Он сопровождается повышением температуры материала. После добавления инициатора в состав смолы необходимо произвести заливку в течение суток.

Ускоритель может добавляться в полиэфир еще на стадии изготовления, ведь реакция начнется только после его соединения с инициатором. Наиболее популярным веществом-ускорителем является соль кобальта (нафтенат кобальта или октоат кобальта). Они выпускаются не только в составе полиэфира, но и отдельно, их марки содержат литеры «НК» или «ОК».

Ингибиторы замедляют реакцию полимеризации. Дело в том, что многие смолы даже без ускорителей и инициаторов способны образовывать свободные радикалы. Такие вещества, как фенол, трикрезол, некоторые кислоты и хиноны могут быть добавлены в полиэфиры в небольшом количестве. Обычно их доля не превышает 0,05%.

Какой бывает эпоксидная смола для творчества

На сегодня существует более десятка видов эпоксидных смол. Отличаются между собой консистенцией, цветом, свойствами, плотностью эпоксидной смолы и прочими эксплуатационными характеристиками. Не все подобные составы используются для творчества. Рассмотрим основные виды подобного материала.

Характеристики популярной разновидности эпоксидной смолы ЭД-20

Наиболее «ходовой» маркой эпоксидки уже не одно десятилетие считается ЭД-20. В свою очередь, она производится первого и высшего сорта. Первосортный материал имеет повышенную вязкость и желтоватый цвет. Время её жизнедеятельности – не более 4 часов. Подобный синтетический продукт идеально подходит для применения в промышленности различного направления: авиа- , машино- , судостроение, электротехническая область. Зачастую эпоксидную смолу ЭД-20 применяют в качестве основы для клеев, герметиков, заливочных и пропиточных составов.

Другое дело − эпоксидная смола ЭД-20 высшего сорта, изготовленная специально для декоративных изделий. Характеризуется предельным уровнем прозрачности и хорошей вязкостью. С таким материалом довольно просто и приятно работать. Именно такой состав принято называть эпоксидной смолой для творчества. На рынке она представлена различными брендами производителей: от заграничных до отечественных.

эпоксидная смола эд-20

Самыми лучшими ювелирными смолами считаются такие марки, как Crystal Glass, Viva Dеcor, Epoxy. В зависимости от того, как их разведёшь, консистенция может быть густой или жидкой, но главное, что сам получаемый раствор без пузырьков и отлично принимает любую форму. Эти производители, как и прочие, выпускающие ювелирные компаунды, также работают со смолами ЭД-16, ЭД-22.

Прозрачная и цветная эпоксидная смола для заливки

Смотришь на работы из компаунда и удивляешься, насколько красивые и глубокие цвета у них. Где бы такой купить, и какая цена будет у эпоксидной смолы такого оттенка? Как уже говорилось выше, подобный синтетический состав бывает либо прозрачный, либо желтоватый, что последнее негативно отражается на эстетике изделия.

Для придания декоративности и дизайнерского цветового решения в изделиях из синтетической смолы выпускаются целые линии всевозможных пигментов и наполнителей. То, насколько ярким получится оттенок и равномерно промешается цвет, зависит от свойств приобретаемой марки компаунда и, несомненно, мастерства самого «творца». Поэтому только опыт и приобретаемые навыки помогут добиться нужных результатов.

Однако сравнительно недавно на российском рынке появился такой продукт для декорирования изделий, как мягкое стекло. Ещё его зачастую называют именно цветной эпоксидной смолой, так как в основе состава лежит именно такой синтетический материал. Представляет собой некую цветную пасту, предназначающуюся для нанесения на любую поверхность. При высыхании создаёт эффект маруанского стекла. Очень популярны такие составы при росписи стекла, создании витражей и прочих необычных вещиц.

6. Грунтовка и окрашивание

После отвердевания фотополимерные смолы напоминают по своим свойствам эпоксидку, а значит красить и обрабатывать их можно так же просто. Как правило в окраске SLA/DLP распечаток применяют акриловые грунты и краски в виде небольших баночек для работы с аэрографом. Однако допускается и использование аэрозольных баллончиков. Самое главное – чтобы краска отвечала требованиям адгезии к пластмассам.

Мы не будем приводить полное руководство по грунтованию и художественной раскраске изделий, это потребует большой отдельной статьи. Просто следите за толщиной слоев которые наносите аэрографом и не забывайте по нанесение теней и полутонов.

У эпоксидной смолы есть три рабочие фазы

  • Первая фаза – жидкая. Пока смола находится в таком состоянии, у вас есть шанс исправить все возникшие проблемы: удалить пузырьки воздуха, поставить форму на ровную поверхность, чтобы не допустить сползание смолы и т.д. Жидкая фаза длится по-разному для каждой марки эпоксидной смолы.
  • Вторая фаза – текучая. Смола превращается в тягучую клееобразную субстанцию, на этой фазе предмет лучше всего не трогать и ждать третью фазу.
  • Третья фаза — это когда смола превратится в прочный полимер, который отлично обрабатывается ручным инструментом. Его можно пилить, сверлить, лакировать и шлифовать. Среднее время превращения эпоксидной смолы из жидкости в пластик составляет 1-2 суток, но обрабатывать изделие рекомендуется через 5 суток.

Изготовление

В процессе перегонки нефти образуются такие продукты, как бензол, этилен и пропилен. На их основе производятся ангидриды, многоосновные кислоты и гликоли. При соединении всех компонентов образуется базовый состав полиэфира. Его еще называют базовой смолой. Для получения готовой полиэфирной смолы базовый состав смешивают с растворителем.

В принципе, уже после их взаимодействия получается состав с характерными свойствами. Он поступает в продажу и может быть использован на производстве. Тем не менее, возможен переход процесса на второй этап. В смолу вводятся различные добавки. Их содержание и дозировка зависит от назначения. Примером служат пластификаторы, пигменты и связующие компоненты.

Со временем качество основного состава постепенно ухудшается. Для увеличения срока хранения приходится понижать температуру, поэтому рекомендуется смолу хранить в холодильниках.

Перед непосредственным применением все компоненты разогреваются до комнатной температуры, основной состав смешивается с отвердителем, активатором и катализатором согласно инструкции от производителя. После смешивания всех компонентов смола приобретает характерные показатели влагостойкости, плотности и прочности. В продаже встречаются однокомпонентные материалы, это означает, что дополнительные компоненты придется докупать отдельно.

Как покрасить эпоксидную смолу — пошаговая инструкция

Прежде, чем начать работу, необходимо обзавестись такими составляющими:

  • перчатками;
  • шприцом;
  • красителями;
  • эпоксидной смолой;
  • силиконовым молдом;
  • деревянными палочками для смешивания;
  • пластиковым стаканчиком.

Необходимые действия:

  1. Берем шприц и отмеряем нужное количество эпоксидной смолы в стаканчик. Самым удобным является шприц на 5 кубиков, но можно использовать и на 2 кубика, только набирать придется несколько раз, а это не слишком удобно.
  2. Добавляем катализатор в необходимой пропорции.
  3. Хорошо смешиваем составляющие до образования однородного прозрачного вещества.
  4. Емкость ставим на водяную баню, чтобы освободиться от воздушных пузырьков.
  5. Когда пузырьков не стало, нужно взять витражную краску и добавить в стаканчик пару — тройку капель.
  6. Все хорошо перемешиваем. Стоит отметить, что в процессе смешивания не будет достигнут плотный цвет. Масса останется полупрозрачной. Но не надо использовать много краски. Максимум 5 капель.
  7. Краска отлично смешивается с эпоксидной смолой, поэтому больших усилий и времени на эту процедуру не понадобится.
  8. Вместо витражной краски можно добавить в состав масляную краску. Но ее объем должен быть минимальным, буквально на кончике спички. Такая краска дает сильный окрас, поэтому не стоит перебарщивать. Насыщенный цвет напрямую зависит от количества масляного красителя.
  9. Главное, чтобы смешивание было тщательным, во избежание сгустков. Вообще то, краски очень хорошо смешиваются со смолой.
  10. Эффект от масляной краски более существенный, чем от витражной, но все равно вещество остается полупрозрачным.
  11. После смола переливается в подготовленный заранее молд.
  12. Молд ставится в сухое место и накрывается своеобразным куполом, чтобы не попала пыль.
  13. Эпоксидная смола застывает в течение двух суток. Слева — смола с витражной краской, справа — с масляной

Химический состав

Эпоксидная смола, как химическое вещество, принадлежит к олигомерам, то есть, сложным органическим соединениям, состоящих из эпоксидных групп. Свои физические свойства в полной мере проявляет только в виде полимера. При взаимодействии с отвердителями, в качестве которых выступают амины, полиамиды, фенолформальдегидные смолы или ангидриды поликарбоновых кислот, олигомеры образуют структуру связанных полимеров. Получаются эпоксидные смолы путем поликонденсации эпихлоргидрина с бисфенолом А или с бисфенолом F. Смолы на основе бисфенола A встречаются чаще всего.

Заводя разговор о химическом составе, необходимо отметить, что эпоксидную смолу можно модифицировать. Существует два способа модификации: химический и физический.

  1. Химическая модификация подразумевает реакцию с дополнительными элементами, в результате которой меняется сама формула, а по сути – строение сетки полимера. Например, после реакции с ангидридом глицерина или с другими полиэфирами спиртов глицидиловых групп меняется эластичность застывшей смолы. Одновременно при этом снижается ее водостойкость. Или можно повысить негорючесть материала, добавив в состав фосфорорганические или галогенорганические соединения. Реакция эпоксидки и фенолформальдегидной смолы дает однокомпонентную смесь, которая застывает без отвердителя, а лишь при нагревании.
  2. Физическая модификация осуществляется смешиванием смолы с дополнительными компонентами, но без их вступления в химическую реакцию. Наличие в отвержденном материале каучука повышает показатель ударной вязкости, а смешивание основного состава с диоксидом титана меняет оптические свойства эпоксидки. Она становится непрозрачной для ультрафиолетового излучения.

Технология применения

Для изготовления поделки нужно смешать два компонента в подходящем соотношении (пропорции указаны в инструкции), тщательно их размешав. Удобно отмерять нужное количество смолы и отвердителя с помощью одноразового шприца.

В чистые и сухие карбюшоны или силиконовые молды нужно залить эпоксидную смолу. За сутки она застывает при температуре от +25С до +50С. Если оставить изделия в прохладном месте, на их поверхности образуется белый налет. Для прочности соединения после полного высыхания соединение нагревают до 100◦С.

Реакция смешивания смолы и отвердителя необратима. Быстро застывающую эпоксидную смолу нельзя использовать повторно, поэтому замешивать ее нужно в необходимом количестве.

Эпоксидные смолы применяются в качестве защитного слоя или надежного склеивания плотных материалов с непористой поверхностью: металлов, плотных пород дерева, фаянса и керамики.

Конечные свойства специальных эпоксидных составов после полимеризации могут быть как жесткими, так и эластичными.

Готовую смесь наносят на поверхность тонким слоем, сжимают, если склеиваются два материала, и аккуратно удаляют излишки клея. Состав высыхает за сутки при комнатной температуре.

В эпоксидный состав добавляются различные компоненты, например, алюминиевая пудра.

Многие любители рукоделия задавались вопросом: чем можно заменить эпоксидную смолу? Как оказалось, только это вещество обладает необходимыми для изготовления различных изделий уникальными свойствами.

Специальные красители для эпоксидной смолы

Эпоксидная смола нашла свое применение в строительной отрасли, ремонтных работах, в различных сферах промышленности. Она является составной частью клеев, наливных полов. В последнее время ее стали использовать для создания всевозможных украшений: бус, брелоков, браслетов, кулонов, брошей и многих других красивых вещей. Но чтобы придать окончательному результату уникальность, эпоксидную смолу подкрашивают в различные цвета.

Разноцветные капли эпоксидной смолы

Для этих целей можно приобрести в специализированных магазинах концентрат пигмента или специальный колер. Они предназначены для того, чтобы окрасить смолу в нужный цвет. Чтобы не испортить результат, лучше всего применять специализированные краски, специально предназначенные для этих целей. Они подразделяются на такие типы:

Одноцветная В торговых точках продаются такие краски разнообразных оттенков: от белой до черной.
Флуоресцентная Наличие люминофора дает возможность в темноте светиться. Бывают бесцветными и цветными.
Матовая оттеночная Наличие определенного компонента делает эпоксидку матовой, что дает возможность делать изумительные изделия и украшения, которые так и пышут благородством.
Металлик или перламутровая Обладает уникальными переливчатыми мотивами.
С наличием блесток Поделки с использованием такой смолы  красиво сверкают.

Красители для эпоксидной смолы

Правила выбора краски достаточно просты. Желательно, чтобы эпоксидная смола и выбранный вами колор был одного производителя. Упаковка таких красителей очень компактная. Расфасовка осуществляется по 5 – 10 грамм. И стоимость довольно приемлемая. Расход краски минимальный. Причем для создания интересного оттенка краски можно смешивать.

Основные предлагаемые производителем цвета следующие:

  • красный;
  • белый;
  • черный;
  • зеленый;
  • оранжевый;
  • пурпурный;
  • золотистый;
  • синий;
  • коричневый.

Склеивание деталей из фотополимерной смолы

Так как размеры рабочей области принтеров, работающих по технологии фотополимеризации зачастую довольно небольшие, среди 3д печатников популярна темника разделения и последующей склейки изделий. И если в FDM вы подбираете клей или растворитель в зависимости от материала нити, в SLA/DLP случае используются несколько основных принципов для любого вида смолы.

Склейка фотополимером. Применяется в том случае, если стенка нашего предмета достаточно тонкая для полноценной засветки в ультрафиолетовой камере. Плюсы такого метода – наиболее прочное скрепление деталей, малая заметность шва и возможность подогнать позиционирование детали в процессе склейки пока смола не застыла.

Склейка цианакрилатом. Универсальный способ склеивания любых изделий из полимеров. Цианакрилат и его аналоги применяются в стендовом моделизме, создании миниатюр и при работе с любыми пластиками. Фотополимерные смолы не исключение. Однако вы должны понимать, что материалы с допуском к медицине или использованию в организмах не могут обрабатываться таким способом.

Склейка растворителем. Еще один вариант склейки фотополимерных изделий. По нашему личному мнению, не самый лучший вариант, т.к. не все смолы реагируют на изопропиловый или этиловый спирт одинаково. Самое сложное – выпарить оставшийся в шве спирт и дополнительно засветить материал повторно. Из указанных способов имеет самый грубый шов и может влиять на размеры детали, т.к. растворяет сам материал.

Fun To Do

Fun To Do — фотополимерная смола голландского производителя, уже достаточно популярная среди любителей 3D-печати. Это недорогой и качественный продукт, который можно использовать с подавляющим большинством стереолитографических принтеров. К нам на обзор попало три материала этой серии: Standard Blend — для прототипирования и декора, Industrial Blend — для функциональных деталей и Castable Blend — выжигаемый полимер для литья.

Fun to do Standard Blend

Емкость, л: 1 Технология печати: DLP/LCD/SLA Производитель: Fun To Do Твердость по Шору, D: 35 Страна производства: Нидерланды Цена, руб: 4 900

Fun To Do Standard Blend отлично подойдет для бюджетной 3D-печати различного назначения. У смолы высокая скорость полимеризации. Материал совместим почти со всеми стереолитографическими 3D-принтерами. Минимальная толщина слоя — 20 микрон. Полимер поставляется в трех цветах — красный, натуральный и черный.

Параметры засветки Fun To Do Standard Blend на Flashforge Hunter, а мы печатали именно на нем:

Слой, с: 2 Первый слой, с: 10 Толщина слоя, мм: 0,05

Отпечатанные изделия на ощупь резиноподобные, но хрупкие. Благодаря этому, поддержки очень легко отламываются, не нанося повреждений самой модели. После финальной засветки, “запекания” готовой модели, полимер становится твердым.

Если плохо взболтать черный полимер перед заливкой в принтер, изделия носят зеленоватый оттенок. Такой эффект обнаружился у нас ближе к концу бутылки. Очевидно, полимер надо встряхивать перед каждым применением. Впрочем, как и любой другой.

Если полимер оставить на две недели в принтере, то пигмент полностью осядет на дно. Вообще, конечно, никакой полимер лучше не оставлять на две недели в емкости принтера. Но, вот — есть у нас и такой опыт.

Полимер не прилипает к Fep-пленке, что порадовало, и достаточно легко смывается, модель без затруднений снимается с платформы построения.

Fun To Do Industrial Blend

Емкость, л: 1 Технология печати: DLP/LCD/SLA Производитель: Fun To Do Цвет: Натуральный Твердость по Шору, D: 75 Страна производства: Нидерланды Цена, руб: 5900

Fun To Do Industrial Blend — промышленный фотополимер высокой прочности с широким температурным диапазоном. Напечатанные им детали не теряют свойств при температурах от -45°С до +225°С. Используется, помимо прочего, для создания мастер-моделей и литьевых форм для работы с силиконом. Поставляется в тех же цветах — красный, черный и натуральный.

Параметры засветки на Flashforge Hunter:

Слой, с: 1,5 Первый слой, с: 12 Толщина слоя, мм: 0,05

Полимер изначально обладает повышенной жесткостью и требует обязательного “запекания” изделий УФ-лампой или интенсивным солнечным светом — без этого они могут потрескаться и загнуться. Полимеризуется качественно и точно, модели внешне ничем не отличаются от Standard и Castable.

Fun To Do Castable Blend

Емкость, л: 1 Технология печати: DLP/LCD/SLA Производитель: Fun To Do Цвет: Красный Твердость по Шору, D: 73 Страна производства: Нидерланды Цена, руб: 5900

Fun To Do Castable Blend используется для печати литьевых моделей применяемых при литье из различных металлов, в том числе благородных. Прекрасное подспорье в ювелирном деле, при изготовлении произведений искусства, игрушек или утилитарных металлических изделий. Полимер дает высокую детализацию и имеет низкую зольность.

Каких-то специфических требований по работе с Fun To Do Castable Blend нет. Основное отличие — самая долгая, среди полимеров Fun To Do, засветка.

Параметры засветки на Flashforge Hunter:

Слой, с: 2 Первый слой, с: 15 Толщина слоя, мм: 0,05

Все три вида полимеров Fun To Do отличаются высокой точностью, твердостью (после “запекания”), высокой скоростью полимеризации, приятными и яркими цветами.

На фото представлены Catable (красный полимер), Standard (черный) и Industrial (желтый полимер).

Усадка — в пределах заявленных производителем норм.

Модели со сложной структурой получаются хорошо.

Очень аккуратные фигурки.

Такие кубики мы использовали для замера отклонений в размерах.

Всё в пределах нормы.

Влияние на здоровье человека

Практически все синтетические материалы содержат вещества, так или иначе, оказывающие влияние на здоровье человека. Стирол, на основе которого создан растворитель, огнеопасен и токсичен, поэтому при работе со смолой предъявляются самые жесткие меры безопасности.

Необходимо защищать глаза от случайных брызг, а органы дыхания от паров. Если материал случайно попал на кожу, следует безотлагательно предпринимать меры. Лучше всего использовать специальный состав для очищения от полиэфира, но если его нет под рукой, то место соприкосновения со смолой промывается теплой мыльной водой. Помещение должно быть оборудовано вытяжкой и приточной вентиляцией.

Технология производства материалов не стоит на месте, поэтому был разработан альтернативный метод получения смол. Речь идет о натуральных полиолах, созданных на основе растительных масел. По своим характеристикам они нисколько не уступают смолам на основе стирола, а в некоторых случаях даже превосходят.

Уменьшая вредное воздействие на человека, удается добиться негативного влияния на экологию в целом, ведь при этом снижаются объемы добычи нефти. Во-первых, экономятся невосполняемые ресурсы. Во-вторых, цена на такие смолы не зависит от курсов на нефтяном рынке.

Фотоинициаторы

Есть два типа радикальных фотоинициаторов: двухкомпонентная система, в которой радикал образуется через абстракция атома водорода из донорного соединения (также называемого соинициатором) и однокомпонентной системы, в которой два радикала образуются расщепление. Примеры каждого типа радикального фотоинициатора показаны ниже.

Бензофенон, ксантоны, и хиноны являются примерами фотоинициаторов отщепляемого типа, при этом общие донорные соединения представляют собой алифатические амины. Результирующий Râ € ¢ частицы донорного соединения становятся инициатором процесса свободнорадикальной полимеризации, тогда как радикал, образующийся из исходного фотоинициатора (бензофенон в примере, показанном выше), обычно нереактивен.

Бензоиновые эфиры, Ацетофеноны, Бензоилоксимы и Ацилфосфины являются некоторыми примерами фотоинициаторов типа расщепления. Расщепление легко происходит для разновидностей с образованием двух радикалов при поглощении света, и оба образовавшихся радикала обычно могут инициировать полимеризацию. Фотоинициаторы типа расщепления не требуют соинициатора, такого как алифатические амины. Это может быть полезно, поскольку амины также эффективны. цепная передача разновидность. Процессы передачи цепи уменьшают длину цепи и, в конечном итоге, плотность сшивки получаемой пленки.

Основные правила

Работать с эпоксидным смоляным составом можно в домашних условиях. Чтобы такая работа доставляла удовольствие, а результат творческого труда радовал и вдохновлял, необходимо знать и соблюдать основные правила использования этого полимера.

  • При смешивании компонентов необходимо строго соблюдать пропорции. Количество компонентов, смешиваемое друг с другом, зависит от марки эпоксидной смолы и рекомендаций производителя. Если вы первый разработаете с новой для себя маркой полимерной смолы, то полагаться на прежний опыт здесь не стоит – каждый вид смоляных составов имеет свои особенности. Если вы совершите ошибку, то получившаяся смесь может быть непригодной для применения. Кроме того, пропорции эпоксидной смолы и отвердителя должны строго соблюдаться по массе или объему. Например, чтобы отмерить точное количество ингредиентов, используют медицинский шприц – для каждого компонента отдельный. Смешивают ингредиенты полимерной смолы в отдельной посуде, а не в той, с помощью которой вы выполняли измерения.
  • Соединение компонентов нужно выполнять в определенной последовательности, если ее нарушить, то состав начнет полимеризацию раньше времени. При смешивании необходимо отвердитель доливать к основе, но не наоборот. Вливать нужно медленно, при этом выполнять медленные помешивания состава в течение 5 минут. При помешивании из смолы будут уходить пузырьки воздуха, попавшие в состав при вливании отвердителя. Если при соединении ингредиентов масса получилась чрезмерно вязкой и густой, то ее подогревают до +40°C на водяной бане.
  • Эпоксидная смола очень чувствительна к окружающему температурному фону. Когда смоляной компонент смешивается с отвердителем, происходит химическая реакция с выделением тепла. Чем больше объем смеси, тем больше тепловой энергии выделяется при соединении компонентов. Температура смеси при этом процессе может достигать более +500°C. Поэтому смесь смоляного компонента и отвердителя разливают для работы в формы, выполненные из жаропрочного материала. Обычно смола застывает при комнатной температуре, но если необходимо ускорить этот процесс, то исходные ингредиенты нужно предварительно нагреть.

Полимерную смоляную смесь можно наносить тонким слоем или выполнять из нее объемное литье в подготовленную форму. Нередко эпоксидную смолу используют для пропитки ее составом конструкционной стеклоткани.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
3D-тест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: