История зарождения спецэффектов в кинематографе

Проект Power (США) 6.04

Еще один зарубежный фантастический фильм 2020-го года, раннее обсуждавшийся на нашем сайте. Сюжет вертится вокруг:

  • странного наркотика, на некоторое время пробуждающего в любом принявшем его человеке суперспособности;
  • полицейских, пытающихся бороться как с распространяющими и принимающими этот «препарат», так и с последствиями его приема;
  • распространителей этого интересного вещества и того, для чего он «внедряется в публику».

«Усугубляется» сюжет тем, что:

  • в него вписан странный тип, который ищет свою дочь;
  • в нем присутствует нестандартный полицейский, который считает что не приняв наркотик самому, «улетевших супергероев» не обезвредить;
  • на каждого человека средство действует по-разному. Если одних он наделяет даром летать, исцелять, регенерировать, телепортироваться, читать мысли, поджигать, отражать и пр., других он просто убивает, поскольку некоторые суперспособности оказываются несовместимы с жизнью.

Вот вам вкратце все подробности.

Кто хочет синопсиса поподробнее, вам сюда.

Джуманджи (дилогия, 2017 и 2019)

Как за несколько минут щуплому ботану стать качком, а скромной девчонке – красоткой со знанием боевых искусств? Правильно, нужно попасть в искусственную реальность. Четверо подростков переносятся в видеоигру «Джуманджи» и примеряют на себя роль персонажей, чьи качества им не свойственны в жизни. Спенсеру, Фриджу, Беттани и Марте придется разгадывать опасные загадки, убегать от носорогов, заговаривать змей, летать на вертолете и сражаться с ягуарами-охранниками. Главное – не истратить три жизни. Иначе выйти из игры и вернуться домой будет невозможно.

Оригинальное названиеJumanji: Welcome to the JungleЖанрФэнтези, боевик, комедия, приключенияАктерыДуэйн Джонсон, Кевин Харт, Джек Блэк, Карен Гиллан…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 6.8, IMDb – 6.9Возрастные ограничения16+

Где и зачем нужны трёхмерные модели

3D-моделирование — это создание трёхмерных объектов, придуманных или реальных. Например, никто никогда не видел вживую корабли из «Звёздных войн», но их модели для новых эпизодов создавались с помощью 3D-технологий. 3D-моделирование позволяет наглядно представить объект, существующий только в чертежах, например, копию будущего здания или инопланетного пейзажа.

3D-моделлер — специалист, который с помощью специальных программ создаёт цифровой трёхмерный контент.

Сферы, в которых используется 3D-моделирование:

  • кино,
  • телевидение (в том числе моушн-дизайн — создание заставок и фонов),
  • компьютерные игры,
  • анимация,
  • VR (виртуальная реальность),
  • реклама,
  • медицина (создание моделей внутренних органов и искусственных конечностей),
  • промышленный дизайн,
  • архитектура,
  • машиностроение (в том числе самолёто- и ракетостроение),
  • лёгкая промышленность (производство игрушек).

Как реализовано 3D в ТВ

Существует несколько способов реализовать 3D в телевизоре. Для начала нужно понять, что это вообще такое. 3D телевизор формирует изображение таким образом, то что мозг человека воспринимает его не плоским, а трехмерным, то есть человек будто сам находится внутри происходящего.

Работу над такими устройствами вели давно, но, пожалуй, ключевой фактор, который стал толчком к выпуску и продаже 3D TV — выход фильма «Аватар». Это был не просто первый трехмерный фильм, но еще и самый красивый с точки зрения эффектов, а также самый глубокий по степени погружения. После него все захотели смотреть дома 3D, что и послужило стартом продаж телевизоров с 3D поддержкой.

Анаглиф

Анаглиф – это самая простая технология, которая позволяет смотреть контент в трехмерном качестве. Она основана на том, что сама картинка кодируется определенным образом. Для просмотра пользователь одевает очки с красной и синей линзой. Таким образом, каждый глаз видит немного измененное изображение, а мозг создает стереоэффект, то есть объемное изображение.

  1. Плюс технологии в том, что она самая простая и недорогая.
  2. Минус – эффект посредственный, а синий и красный фильтр поглощают не только цвета своего спектра, но и другие. Конечное изображение получается не слишком красочным и тусклым.

Активная затворная технология

Предыдущая технология широко не использовалась в ТВ, так как она может быть применена практически к любому устройству и сегодня, да и ее качество оставляет желать лучше. Активная затворная технология стала весьма популярной в LED телевизорах Samsung, Sony, Philips и у ряда других брендов.

Суть ее в том, что телевизор с высоким разрешением и высокой частотой обновления подает определенным образом обработанную картинку. Специальные очки с жидкокристаллическими линзами действуют таким образом, что картинка для каждого глаза получается немного смещенной или же подается поочередно. Мозг накладывает одно изображение на другое и тем самым создает 3D эффект.

Плюс в том, что контент получается действительно объемным.
Минус – очки дорогие, достаточно хрупкие, им необходимо питание, то есть батарея, которую необходимо держать заряженной.
Что немаловажно – при длительном просмотре глаза могут уставать.

Пассивная поляризационная технология

Смотреть фильмы с эффектом 3Д лучше всего с техникой, которая использует пассивную поляризационную технологию. Изображение подается отдельно для каждого глаза с разной поляризацией. Для этого используются световые фильтры, установленные под разными углами. Сам же пользователь также использует очки с поляризационными линзами. Каждая из них по-своему преобразует картинку, а мозг человека в конечном итоге создает стереоэффект.

  1. Поляризационная технология хороша тем, что она меньше других снижает яркость, и от не устают глаза.
  2. Минус – картинка делится на две части, то есть изначально должно быть высокое разрешение, кроме того, при отклонении головы эффект может снижаться. В кинотеатрах за счет большого экрана это не заметно, а вот дома рекомендуется сидеть прямо перед ТВ.

Важно! За счет дешевизны подобных очков пассивная технология стала очень распространенной, она была любима LG, а сегодня применяется в IMAX кинотеатрах.

Тринадцатый этаж (The Thirteenth Floor)

На 13-м этаже одной компьютерной компании была создана идеальная модель виртуальной реальности. После её создания начались таинственные убийства. Чтобы понять, что, на самом деле, происходит, нужно погрузиться в другое измерение. Там можно найти ответы, если не на все, то на большинство вопросов, а также узнать ужасающий секрет.

Главный герой просыпается и обнаруживает окровавленную рубашку в своем доме, а также своего босса, убитого прошлой ночью. Неужели это его рук дело? Почему он не может вспомнить? «Тринадцатый этаж» — этот научно-фантастический триллер, который исследует зловещие возможности Вселенных, созданных с помощью компьютера. В этих симуляциях все люди верят, что они реальны.

18.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА

Анимация

Проще всего перевести в стереоформат компьютерные
мультфильмы, чем сейчас активно пользуются все
анимационные студии. Объекты и сцены изначально
моделируются объёмными — это то, что мы все привыкли называть трёхмерной компьютерной графикой.
Так что для получения стереоэффекта достаточно
создать не одну, а две виртуальные камеры, и в процессе финального рендеринга пересчитать отдельные
изображения для каждого из глаз. Подобная технология, разработанная студией DreamWorks Animation
вместе с компанией Intel, получила название InTru3D,
а первым мультфильмом, выпущенным в таком фор-
мате, стал «Монстры против пришельцев». Фактически же подобные 3D-мультфильмы выходили в прокат
и раньше — например, «Полярный экспресс» Роберта
Земекиса, который демонстрировался в кинотеатрах
IMAX. Кстати, пользуясь таким методом, можно перевести в 3D-формат старые трёхмерные мультфильмы:
так студия Pixar недавно выпустила так первые две
«Истории игрушек». Дебютным российским анимационным фильмом со стереоэффектом стала картина
«Белка и Стрелка. Звёздные собаки».

Конвертация

Благодаря 3D-формату легендарные
«Истории игрушек» вернулись на большой экран.

В погоне за прибылью многие студии решили, что
можно выпустить в 3D даже те фильмы, которые изначально снимались классическим способом на одну
камеру. Полноценного объёмного эффекта в таком
случае добиться фактически невозможно. Специально обученные люди кропотливо разделяют на
несколько слоёв плоскую картинку и таким образом
пытаются получить некоторую глубину изображения.

«Первый российский фильм в 3D» фактически не был первым, учитывая
многолетнюю историю стереокинематографа в СССР. К тому же, снимался он без
учета дальнейшей конвертации в 3D, и конвертировано было только несколько
сцен. В результате — обманутые ожидания и разочарование зрителей.

Но объекты всё равно остаются плоскими, так что
подобное 3D больше всего напоминает картонные
книжки-раскладушки, знакомые нам с детства. Если в
фильме много компьютерных эффектов, то их можно
сделать по-настоящему объёмными, но ситуацию в
целом это не спасает. Не говоря уже о том, что монтаж
в конвертированных фильмах остаётся классическим, привычным для плоского кинематографа, а в
стерео необходимы другие приёмы. К примеру, резкие
передвижения камеры и частая смена планов в 3D
становятся серьёзным испытанием для глаз. Яркий
тому пример — недавняя «Битва титанов».

С другой стороны, Джеймс Кэмерон не считает,
что конвертация — безусловное зло. Он уверен, что можно грамотно перевести плоский фильм в 3D, и
поэтому весной 2012 года на экраны выйдет трёхмерная версия «Титаника». Не отстаёт от него и
Джордж Лукас: все эпизоды «Звёздных войн» будут
конвертированы в 3D и выпущены в широкий прокат. Обновлённую «Скрытую угрозу» мы увидим в
2012 году, а остальные эпизоды будут выпускаться с
интервалами в один год.

«Вий» Олега Степченко —
самый, пожалуй, ожидаемый
отечественный кинодолгострой.
Это первый российский проект,
снимаемый в полноценном 3D.
Работы ведутся уже несколько
лет, за это время он успел
вырасти в трилогию, потом
сократиться до двух частей.
Дата премьеры до сих пор
неизвестна, но люди, видевшие
материал, утверждают, что 3D
там не хуже, чем в «Аватаре».

Живая съёмка в 3D

Наиболее честный и эффектный способ получить полноценное стереоизображение — съёмка
фильма на специальную камеру. Фактически на
сегодняшний день существует только одна проверенная модель — та самая, которую создал Кэмерон
и на которую был снят «Аватар». Два объектива
позволяют изначально получить отдельные изображения для обоих глаз, но при этом усложняется весь
процесс постпродакшена картины: каждый кадр
приходится обрабатывать дважды. Но опыт «Аватара» показывает, что игра стоит свеч. Так что на
камеру Кэмерона уже были сняты «Путешествие к
центру Земли», «Обитель зла 4: Жизнь после смерти»,
«Трон: Наследие» и третьи «Трансформеры». Россия,
заметим, не отстаёт: уже несколько лет снимается
«Вий» в 3D и даже «Самый лучший фильм Три-Дэ».

ЭПОХА «АВАТАРА»

Настоящую революцию в развитии стереокинематографа совершил Джеймс Кэмерон, но произошло
это задолго до премьеры «Аватара». После оглушительного успеха «Титаника» Кэмерон посвятил всё
своё время изучению подводного мира и разработке
новых кинокамер. Была поставлена задача создать
цифровую HD-камеру небольших размеров с двумя
объективами, позволяющую снимать стереоизображение, не вызывающее раздражения глаз и
головной боли при просмотре.

Вместе с оператором Винсом Пейсом и командой
технических специалистов компании Sony Кэмерон
создал так называемую Fusion Camera System.

Стереокинематограф в СССР

Советская 3D-камера
формата «Стерео 70».

Ещё Сергей Эйзенштейн в 20-е годы прошлого века утверждал, что будущее кинематографа за стереоизображением. Тогда же в Советском Союзе начались исследования в
области стереокино. С 30-х годов этими исследованиями плотно занимался Всесоюзный
научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ). В 1940 году состоялся показ фильма
«Выходной день в Москве» Александра Птушко, для его просмотра использовались поляризационные очки. В 1963 году в НИКФИ
была разработана система «Стерео 70», в
которой использовалась 70-миллиметровая
киноплёнка. В этом формате было снято
довольно много фильмов, а в начале 70-х
специально для её изучения в Москву
из Канады приезжали будущие создатели системы IMAX 3D (в которой
тоже использовалась 70-миллиметровая плёнка). В настоящее
время формат «Стерео 70»
безнадежно устарел: кинотеатры
давно закрылись, необходимую
плёнку уже не производят, лабораторий для обработки такой плёнки тоже
не осталось. И вряд ли серьёзным утешением
послужит запоздавшее признание на Западе —
в 1990 году создатели «Стерео 70» получили премию
«Оскар» за технические достижения.

Sony Fusion 3D Camera
System, созданная Винсом
Пейсом и Джеймсом
Кэмероном на базе
HD-камер Sony HDC-F950.

В 2003 году в кинотеатрах IMAX вышел первый полнометражный фильм, снятый по новой технологии, —
«Призраки бездны» Джеймса Кэмерона. В дальнейшем
камера претерпела некоторые доработки и усовершенствования, но фактически именно с её помощью
был снят «Аватар» и снимаются 3D-фильмы сегодня.

В конце 2004 года на экраны IMAX-кинотеатров
вышел «Полярный экспресс» — первый трёхмерный
анимационный фильм в 3D-формате. Четверть кассовых сборов «Полярного экспресса» была получена
с IMAX-сеансов (и это притом, что на тот момент
работало всего 66 IMAX-кинотеатров), и кинопроизводители окончательно осознали, что 3D — не
просто отличное развлечение, но и возможность
заработать огромные деньги.

Джеймс Камерон о 3D

«3D-фильм погружает вас в происходящее, обостряя чувство физического
присутствия и участия в нём. Я уверен,
что если во время просмотра провести
исследование нейрофизиологических
особенностей работы головного мозга,
то оно покажет активность большего
количества нейронов, чем при просмотре ленты в 2D. Когда человек думает
о стереокино, то обычно вспоминает
визуальные трюки: объекты и персонажи, летающие или выбрасываемые
в зрительный зал. В действительности
же в хорошем стереофильме подобные
кадры являются скорее исключением,
чем правилом. Просмотр стереофильма — взгляд в альтернативную
реальность через окно».

3D-камеры Кэмерона и мастодонты современной
киноиндустрии: директор DreamWorks Animation Джеффри
Катценберг, режиссёры Джеймс Кэмерон и Стивен Спилберг

Одним IMAX сыт не будешь. Нужно было
создать доступную технологию, чтобы показывать
стереокино в обычных кинотеатрах. И такие технологии не заставили себя долго ждать, поскольку
фактически всё было уже давно придумано — требовалось только грамотно реализовать. С появлением
цифровых носителей и цифровых проекторов проблема синхронизации двух изображений фактически исчезла. И в то время, как Джеймс Кэмерон
готовился к премьере «Аватара», кинотеатры по
всему миру в срочном порядке закупали и устанавливали новое оборудование.

Фактически фильмы в 3D начали выходить
и до «Аватара». Но для кинотеатров всё это было
скорее непривычным экспериментом, чем обычной
практикой. Поэтому компания 20th Century Fox
специально готовила в течение полутора лет всех
директоров кинотеатров к тому, чтобы они успели
обзавестись необходимым оборудованием. Им
показывали отрывки из фильма, которые говорили
сами за себя. Так что к концу 2009 года количество
кинотеатров, готовых к стереопоказу, выросло в несколько раз, в том числе и в России. И теперь, спустя
всего год, показ кино в 3D стал чем-то обыденным,
перестал удивлять. Тем не менее 3D бывает очень
разным. И на отличиях технологий производства и
показа стереофильмов мы остановимся подробнее.

Бегущий по лезвию (Blade Runner) и Бегущий по лезвию 2049 (Blade Runner 2049)

Место действия — антиутопический Лос-Анджелес будущего. Биологически модифицированные репликанты (искусственно-созданные полу люди полу машины) являются обычным делом – они живут среди людей и помогают им со сложными задачами. Срок службы каждого репликанта составляет всего четыре года.

Для их создания, машинам, которые внешне похоже на людей, имплантируют ложные воспоминания, заставляющие их поверить, что они действительно люди, и это оказывается неудачной идеей.

Главный вопрос, который задаёт фильм, заключается в том, является ли главный герой – офицер полиции Рик Декард – тоже репликантом? Данная лента показывает искусственный интеллект во всей своей красе, и, пожалуй, нет другого фильма, который бы показал столь человечную сущность машины.

Во второй части фильма, которая вышла в 2019 году, главным героем является представитель Лос-анджелесского полицейского департамента, который внезапно узнаёт давнюю тайну, способную ввергнуть то, что осталось от общества, в хаос. То, что он узнал, толкает его на поиски Рика Декарда, бывшего полицейского, который пропал без вести около 30 лет назад.

1.

Фильм «Метрополис» (1926) — первый «фантастический прорыв»

«Метрополис» 1926 года по праву можно считать первым фильмом, в котором спецэффекты стали настоящей «бомбой». Режиссер без особого труда смог великолепно передать атмосферу города из будущего, однако и тут были свои технические особенности. В данном фильме впервые был применен эффект Шюффтана, который назвали в честь изобретателя Эжена Шюффтана.  Суть его заключалась в создании комбинированного изображения с помощью зеркальной системы. Это позволяло изображать несуществующие миры и легко вписывать в них актеров.

В те годы картина «Метрополис» была одной из самых сложных и дорогих (на территории Германии). Можно сказать, что это был первый серьезный вызов Голливуду. Но стоимость производства была слишком высока и сильно превышала бюджет. Студии Universum Film AG не оставалось ничего, как задолжать у голливудской компании «Gunning». Американцы сразу узнали об эффекте Шюффана и стали массово использовать его во всех своих фильмах до 1950 года, пока на смену не пришли новые, более совершенные технологии.

Создаёт рекламные креативы

Работа в рекламе всегда востребована: новые продукты на рынке появляются каждый день, и аудитории нужно о них рассказывать. А поскольку время у современных людей ограничено, самый верный способ заявить о себе — показать яркую привлекательную картинку.

Даже самая простая реклама не обходится без Photoshop: как минимум требуется ретушировать фотографии продуктов, настраивать яркость и контрастность, делать цветокоррекцию, устранять мелкие дефекты, изменять фон.

Но этим современная реклама ограничивается редко: чтобы клиент обратил внимание на бренд, нужно показать ему привычные вещи под непривычным углом. И в программе можно реалистично изобразить всё, чего не существует в природе

Нужен треугольный помидор? Достаточно иметь качественную фотографию и владеть инструментами!

Photoshop — важный инструмент для работы с компьютерной графикой, без которого не обойтись в сфере рекламы. Разобраться во всех тонкостях программы можно на нашем курсе.

Иногда для рекламных креативов требуются полноценные коллажи или фотомонтажи, совмещающие несколько фотографий. Это более сложная задача, но и она тоже решается кнопками в программе: нужно выделять и перемещать фрагменты фотографий, накладывать маски, делать цветокоррекцию.

Техника дорисовывания фотографий называется matte-painting. Работая в ней, можно обойтись без рисования от руки — совмещая подходящие элементы с разных фото и накладывая нужные эффекты

При этом для создания привлекательной картинки важно понимать основы композиции, а чтобы пейзаж вышел реалистичным — знать законы перспективы и светотени


Студия: Fisheye Creative

Всё чаще в современной рекламе используется не только 2D-, но и 3D-графика. Иногда трёхмерные картинки просто выглядят необычно, в иных случаях — позволяют реалистично изобразить небывалые вещи, которые нельзя сделать ретушью в Photoshop. Кроме того, в тренде моушн-дизайн, и для анимации удобно использовать именно 3D-модели.

Чтобы получился красивый трёхмерный объект, нужно сделать модель нужной формы по сетке и выполнить рендеринг — добавить текстуры материалов и освещение. Часто трёхмерные объекты сочетают с двухмерной графикой: она служит фоном.


Студия: Leo Burnett

Наиболее популярная программа для моделирования в России — 3ds Max. Впрочем, есть много альтернативного софта, который специалисты могут менять в зависимости от задач — при наличии навыков моделирования это не отнимает у них много времени.

Сложные модели в рекламе практически не создают, потому что это трудоёмкое дело. В целях экономии нередко покупают редактируемые модели на стоках и слегка их изменяют. Поэтому на первый план выходят навыки по визуализации — например, в V-Ray. Качественная проработка текстур и освещения важна для получения хорошего результата.

Вий – российский фильм ужасов в 3D

Очередная экранизация произведения Гоголя «Вий» неожиданно стала самым кассовым фильмом 2014 года. Картина снята в 3D и имеет классический, если неизбитый сюжет. Впрочем, есть и сильные стороны:

  • лента получилась атмосферной;
  • в съемках участвовали российские, украинские, немецкие специалисты;
  • в ролях – в том числе, Алексей Чадов и Агния Дитковските;
  • есть несколько действительно страшных сцен;
  • в фильме использованы неплохие спецэффекты.

Рейтинг картины невысокий – 5,6 баллов, да и в целом графика далека от идеала, а сюжет – знаком каждому. Но кино стоит посмотреть хотя бы для сравнения отечественного и зарубежного кинематографа.

Блаженство (2021)

Новое кино про виртуальную реальность в жанре научно-фантастической драмы расскажет о сотруднике колл-центра Греге Уиттли. Мужчина точно не получит звание «Лучший работник года», потому что бьет баклуши и проводит время, витая в облаках. Но сегодня день Грега будет наполнен событиями. Сначала его увольняют, а потом он случайно и нелепо убивает бывшего босса. Спрятав труп, Грег идет в бар, где незнакомка Изабель сообщает ему шокирующую новость. Оказывается, весь их мир – это симуляция, и существуют кристаллы, способные менять что угодно, в том числе, и законы физики.

Оригинальное названиеBlissЖанрДрама, фантастика, мелодрамаАктерыОуэн Уилсон, Сальма Хайек, Неста Купер…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 5.7, IMDb – 5.4Возрастные ограничения18+

Двухсотлетний человек (Bicentennial Man)

Ещё одна кинолента, основанная на рассказе Айзека Азимова. Фильм рассказывает о мирном роботе-помощнике, которого привозят в семью. Постепенно робот начинает понимать, что он хочет быть более человечным, стать настоящим членом семьи, которой помогает.

Добрый робот – редкость в кино (в большинстве случаев показывают противостояние людей и машин). Но самое интересное – это желание машины стать человеком.

Роботы, запрограммированные для выполнения различных задач по дому, вряд ли будут совершать ошибки, которые, как правило, совершают люди. Фильм хорошо показывает огромное эго человечества, и то, что мы являемся центром Вселенной, где все должно крутиться вокруг нас.

https://youtube.com/watch?v=I_oU6uYN2Is

8.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
3D-тест
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: