Особенности материалов для изготовления пластмассы
Пластик состоит как из полимеров, так и из композиций на их основе. Во время нагрева и под давлением они становятся мягкими и легко принимают нужную форму. Виды пластика различаются по составу и физическим свойствам.
В зависимости от состава различают гомогенный и композиционный пластик. В основе гомогенного пластика полимер, к которому добавляется стабилизатор и краситель. Свойства изделия на выходе в основном определяются свойствами полимера.
В композиционных пластиках полимер играет роль связующего компонента для различных добавок. В их состав входят минеральные и органические наполнители, красители, а также пластификаторы в виде маслообразных органических веществ, и стабилизаторы, которые сохраняют свойства полимеров. Дополнительно в состав композиционных пластиков могут входить вещества, благодаря которым их структура становится пористой, и смазки, предотвращающие липкость. Состав и свойства пластика определяются областью его применения.
Маркировка пластмасс
Умение правильно расшифровывать буквенную маркировку пластика необходимо хотя бы для того, чтобы не нанести непоправимый вред здоровью при пользовании изделиями из этого материала.
Некоторые виды пластика способны медленно разрушать организм человека. Отказаться от них полностью мы не сможем, но уменьшить отрицательное влияние вполне реально.
Внимательно изучайте товар, который планируете купить. Производитель обязан маркировать свои изделия. Если специальное обозначение отсутствует — это должно вас насторожить.
Сами пластмассы не являются канцерогенами, а ими могут быть некоторые вещества в них содержащиеся. Они добавляются производителями для получения тех или иных свойств материала.
Определиться с типом пластика возможно, если на изделии имеется соответствующая маркировка. Обозначение часто наносят в виде треугольника, стороны которого состоят из трех стрелок. Под фигурой – аббревиатура, а внутри – цифра. На промышленных продуктах маркировка обычно выштамповывается в своеобразных скобках. Например, это может выглядеть так: >PC<, >PUR<,>PP/EPDM<, и др.
Краткая история появления
Считается, что первооткрывателем пластмассы был британский изобретатель Паркс.В 1855г. он решил чем-нибудь заменить материал бильярдных шаров. В то время они состояли из слоновой кости.
Он смешал масло камфорного дерева, нитроцеллюлозу (хлопок + азотная и серная кислота) и спирт. При нагревании получил однородную жидкую смесь, которая при охлаждении застыла и стала твердой. Это и была первая разновидность пластмассы, полученная искусственным путем из природных и химических материалов.
И только через сто лет в 1953г. немецкий профессор Штаудингер открыл синтетическую макромолекулу (молекула с очень большим количеством атомов и большой массой). Она то и стала базовой прародительницей для получения разнообразных видов промышленного пластика.
Если не вдаваться в научные подробности, новые виды пластмасс создаются следующим образом: в макромолекуле, особым образом, меняют расположение звеньев малых молекул. Эти цепочки называются полимерами. От этих «перестроений» рождаются материалы с определенными физико-механическими характеристиками.
Химики всего мира сразу, после этого открытия, стали выстраивать из этих кубиков трансформеров конструкции с ранее невиданными свойствами.
Цифровое обозначение видов пластмасс
Для удобства переработчиков Ассоциация переработчиков пластмасс (Plastics Industry Trade Association) в 1988 представило систему идентификационных кодов (RIC). В 2010 году был разработан международный стандарт ASTM D 7611, в котором маркировочное число заключалось в треугольник из стрелок, а в 2013 году были внесены изменения, которые заменили треугольник из стрелок четким равносторонним треугольником с цифрой внутри. Это можно увидеть на донышке посуды и упаковки. Иногда рядом с ними обозначен и тип пластмассы.
Необходимо знать, что эти стандарты разрабатывались в первую очередь для переработчиков пластмасс и одним из принципов разработки является: «Сделать код незаметным на момент покупки, чтобы он не повлиял на решение о покупке». Так что потребителю иногда придется тщательно осмотреть упаковку для поиска кода.
Большинство пластиковых упаковок производится из шести видов пластмасс: полиэтилентерефталат (PET); полиэтилен высокой плотности (ПЭВП); поливинилхлорид (ПВХ или винил); полиэтилен низкой плотности (ПЭНП); полипропилен (РР) и полистирол (PS).
Поэтому стандартом каждому виду было назначено одно число от от 1 до 6. Цифра 7 означает «другой материал» и означает, что данный продукт изготовлен из материала не из основного списка. Это сделано по требованиям законодательства некоторых стран, чтобы все упаковки были промаркированы.
Цифра 1. Это полиэтилентерефталат, PET или PET(Ф). Применяется для изготовления тары, волокон либо пленки. Изначально разрабатывался для производства волокон и производства как технических, так и бытовых тканей (флис). Но по мере совершенствования технологии полимеризации все шире применяется для пищевой упаковки.
Цифра 2. Полиэтилен низкого давления высокой плотности, HDPE. Из него делают упаковочные пакеты, термоусадочную пленку.
Цифра 3. Поливинилхлорид (ПВХ), PVC. В основном для производства линолеума и пластиковsх окон. Для применения пищевой упаковки его использование запрещено, хотя зачастую вкладыши для крышекна бутылок именно из него.
Цифра 4. Полиэтилен высокого давления низкой плотности, LDPE. Для изготовления упаковочной тары, парниковой пленки, труб и игрушек.
Цифра 5. Полипропилен PP широко используется для пищевой упаковки по причине его полной химической инертности и термостойкости. Он находит применение при производстве одноразовых шприцев, катетеров, одноразовой посуды для горячих блюд, бытовых приборов. Его можно обрабатывать паром и кипятить, поэтому из него изготавливают трубы для горячего водоснабжения.
Цифра 6. Полистирол PS. Одноразовая посуда, стаканчики под йогурт, внутренняя обшивка и начинка холодильников. Вспенивание специальных марок полистирола пентаном позволяет получать пенополистирол, изоляционный материал.
Цифра 7. Прочие материалы, например многослойные фольгированные упаковки для молока и соков, сочетающие бумагу, фольгу и полимеры. Сравнительно недавно эту группу пополнил хлорированный полиэтилен CPE. Эти материалы практически не поддаются вторичной переработке.
Есть аппаратные виды исследований, например, инфракрасная спектроскопия. Ну а если под рукой приборов нет, то можно воспользоваться быстрыми и несложными методами.
Ведь пластики разных видов:
- горят по-разному,
- запах при их горении разный,
- растворители на них действуют по-разному,
- при погружении в воду тоже ведут себя по разному.
Именно на этой разности и основаны основные методы самостоятельного определения вида пластика.
Зачем красить пластик?
Необходимость покраски пластмасс продиктована с одной стороны эстетическими соображениями, а с другой — необходимостью защищать пластики. Ведь ничего вечного нет. Пластмасса хоть и не гниет, но в процессе эксплуатации и атмосферных воздействий она все равно повергается старению и деструкции. А нанесенный лакокрасочный слой защищает поверхность пластика от различных агрессивных воздействий и продлевает срок его службы.
На заводе покраска пластмассовых деталей трудностей не вызывает. Технологии здесь отлажены, да и речь в данном случае идет о покраске новых одинаковых деталей из одной и той же пластмассы. А вот в условиях мастерской маляры уже сталкиваются с проблемой, заключающейся в разнородности материалов различных деталей.
Вот здесь и приходится ответить себе на вопрос: «Что вообще такое пластмасса? Из чего ее делают, каковы ее свойства и основные виды?».
Производство пластмассовых изделий в России
В России значительная доля производства изделий из пластмасс приходится на тару и упаковку. В основном обеспечивается внутренний спрос, экспорт невелик. Но эксперты отмечают рост объёмов рынка, и соответственно, видят перспективы его развития.
Потребление изделий из пластмасс в нашей стране с каждым годом увеличивается примерно на 12%. Основное используемое сырьё — полипропилен, полистирол, полиэтилен. Рост потребления обусловлен общей тенденцией замены традиционных материалов на пластиковое сырьё. Также ему способствует увеличение объёма строительного рынка, где велик спрос на полимерные материалы.
Ежегодно растёт доля обеспечения рынка отечественным сырьём. Российские компании расширяют ассортимент и наращивают производственные мощности. В связи с этим инвестиции в этот сегмент считаются перспективными.
Как прочесть маркировку?
В конце XX века ввели маркировку пластика. Обычно она обозначается треугольником, внутри которого есть цифра, также может быть буквенный шифр.
Всё это сделано для упрощения сортировки полимеров.
Внутри треугольника могут быть цифры от 1 до 7. Они соответствуют следующим видам пластмасс:
- полиэтилентерефталат — PETЕ (1);
- высокоплотный полиэтилен — PEHD или HDPE (2);
- поливинилхлорид — PVC (3);
- низкоплотный полиэтилен — LDPE или PEBD (4);
- полипропилен — PP (5);
- полистирол — PS (6);
- все другие виды пластика — OTHER – O (7).
Пластмассу с маркировкой 1, 2, 4, 5, 6 можно сдать в пункты приёма вторсырья.
А вот с изделиями под цифрами 4, 5, 6 могут возникнуть сложности.
Большая часть пластиковых отходов — PETЕ-тары (1): бутылки из под воды, соков, молока, упаковка техники и т.д. Они наиболее ценны для переработки.
Из полиэтилена высокой плотности (2), он же ПНД, изготавливают пакеты для молока, ёмкости для бытовой химии и машинных масел, контейнеры. После переработки сырьё пригодно для производства тары и упаковки.
Поливинилхлорид (3) используется при производстве:
- стройматериалов;
- мебели;
- предметов декора;
- скатертей;
- тары для жидкостей и т.д.
Полиэтилен низкой плотности (4), или ПВД – это пищевая плёнка, пакеты и линолеум.
Медицинские шприцы, дозаторы, стаканы из-под молочных продуктов, игрушки, крышки для бутылей, контейнеры для еды состоят из полипропилена (5).
К изделиям из полистирола (6) можно отнести канцелярские товары, одноразовую посуду, теплоизоляционные материалы и т.д.
Маркировкой OTHER (7) обозначаются полиамид, поликарбонат и еще несколько менее известных видов пластмасс.
Отличительные признаки полимеров по физическим свойствам
Вид полимера | Механические признаки | Состояние поверхности на ощупь | Цвет | Прозрачность | Блеск | |||
ПВД | Мягкая, эластичная, стойкая к раздиру | Маслянистая, гладкая | Бесцветная | Прозрачная | Матовая | |||
ПНД | Жестковатая, стойкая к раздиру | Слегка маслянистая, гладкая, слабо шуршащая | Бесцветная | Полупрозрачная | Матовая | |||
ПП | Жестковатая, слегка эластичная, стойкая к раздиру | Сухая, гладкая | Бесцветная | Прозрачная или полупрозрачная | Средний | |||
ПВХ | Жестковатая, стойкая к раздиру | Сухая, гладкая | Бесцветная | Прозрачная | Средний | |||
ПС | Жесткая, стойкая к раздиру | Сухая, гладкая, сильно шуршащая | Бесцветная | Прозрачная | Высокий | |||
ПА | Жесткая, слабо стойкая к раздиру | Сухая, гладкая | Бесцветная или светло-желтая | Полупрозрачная | Слабый | |||
ПК | Жесткая, слабо стойкая к раздиру | Сухая, гладкая, сильно шуршащая | Бесцветная, с желтоватым или голубоватым оттенком | Высоко-прозрачная | Высокий | |||
Подготовка сцены
В 3ds Max процесс настройки материала PBR выглядит следующим образом.
Для начала мы создадим ряд объектов Box, каждый из которых представляет отдельный тип материала.
Совет
Перед началом создания ресурсов стоит отметить, что для измерений в Удаленной отрисовке Azure используются метры.
Поэтому рекомендуем установить в качестве единиц измерения сцены метры. При экспорте сцены также рекомендуется задавать единицы измерения в параметрах экспорта FBX.
На приведенном ниже снимке экрана показано, как в 3ds Max задать в качестве единиц измерения метры.
-
В главном меню выберите Настройкаединиц измерения Настройкаединиц измерения системы. В системном масштабированиивыберите измерительныеединицы:
-
Теперь можно приступить к созданию моделей. В этом примере сцены мы создадим несколько объектов Box, каждый из которых представляет отдельный тип материала. Например металл, резина и пластмасса.
Совет
При создании ресурсов рекомендуется присваивать им подходящие имена. Это упрощает их поиск в дальнейшем, если сцена содержит много объектов.
-
Переименуйте объекты, как показано на снимке экрана ниже:
Настройка размера и UVW Map
Создав материал, можно переходить к его настройке. Для начала стоит отобразить материал на объекте, чтобы видеть его наличие и положение. Отображается только цвет материала, а точнее любая из назначенных карт. Поэтому в данном случае мы выделяем карту Color Correction и отображаем ее кнопкой Show Shaded Material in Viewport.
Теперь можно видеть, что текстура слишком крупная и ее следует уменьшить. Сделать это можно в настройках карт Bitmap, которые были загружены из памяти компьютера. Перейдя в Material Editor – Bitmap (Diffuse) – Coordinates, вы сможете настраивать положение текстуры и повторение. Offset смещает положение текстуры по оси U (вправо/влево) и V (вверх/вниз). Tiling увеличивает количество повторений текстуры по тем же осям. Angle поворачивает текстуру по осям U, V и W (по диагонали).
Примените модификатор к объекту, перейдя в Modify – Modifier List – UVW Map. В разделе Parameters – Mapping выберете наиболее подходящую форму для вашего объекта. В данном случае – Spherical.
Значениями Length, Width и Height настраивается размер проецирующего контейнера. Рекомендуется, чтобы все его края находились снаружи объекта.
С помощью параметров U/V/W Tile можно настроить повторения всех карта. Благодаря увеличению этих значений, текстура уменьшится.
На этом настройка материала и объекта закончена. Можно запускать рендер и использовать объект в сцене. Все настройки уникальны для каждого отдельного материала и текстуры. Поэтому, чтобы хорошо настроить материал, нужно потратить много времени на подбор параметров. Описанный метод подойдет для большинства материалов. Однако, для очень сложных моделей есть более продвинутые инструменты текстурирования. К таким относятся «запекание» и создание развертки Unwrap UVW.
Из чего делают пластики?
Исходным сырьём для подавляющего большинства видов пластиков служат уголь, природный газ и нефть. Из них путём химических реакций выделяют простые (низкомолекулярные) газообразные вещества – этилен, бензол, фенол, ацетилен и др., которые затем в ходе реакций полимеризации, поликонденсации и полиприсоединения превращаются в синтетические полимеры. Превосходные свойства полимеров объясняются наличием высокомолекулярных связей с большим числом исходных (первичных) молекул.
Некоторые этапы производства полимеров представляют собой сложные и чрезвычайно опасные для окружающей среды процессы, поэтому производство пластиков становится доступным лишь на высоком технологическом уровне. При этом конечные продукты, т.е. пластмассы, как правило, абсолютно нейтральны и не оказывают никакого негативного воздействия на здоровье людей.
V-Ray
Что может плагин
Есть много разных рендеров для 3ds Max, но нельзя не упомянуть один из самых популярных и качественных. Плагин V-Ray известен как простой, надёжный и быстрый рендер для создания качественных фотореалистичных визуализаций.
Сегодня V-Ray — это больше чем просто плагин. С момента создания в 2000 году он превратился в полноценную современную систему, объединяющую в себе множество различных технологий. Разработчики позиционируют продукт как следующее поколение рендеринга.
Особенности плагина V-Ray
- Имеет простой и интуитивно понятный интерфейс.
- В арсенале есть много гибких настроек для получения отличного результата за приемлемое время.
- Возможность распределённого рендеринга для нескольких компьютеров.
- Огромный и постоянно пополняющийся набор качественных материалов.
- Возможность вывода собственных пассов для последующей сборки в программах композитинга.
Сколько стоит и где взять
Если учитывать весь функционал плагина V-Ray, тарифы вполне демократичные:
- подписка на месяц — 80 долларов;
- подписка на год — 470 долларов;
- вечная лицензия на один компьютер — 1180 долларов.
Refraction
Refraction добавляет объекту прозрачности. Изменяя этот параметр, можно создать стекла.
— Level изменяет степень прозрачности объекта.
— Color устанавливает цвет стекла. Стоит быть внимательным, потому что он может смешаться с Diffuse Collor.
— Glossiness меняет уровень матовости. Чем ниже, тем более мутное стекло.
— Fresnel IOR меняет преломление света при прохождении через прозрачный объект. Более наглядно эффект заметен на граненых поверхностях.
— Dispersion Enabled добавляет эффект дисперсии света. Говоря проще, внутри объекта происходит разделение света на составляющие цвета (цвета радуги). Abbe number определяют силу дисперсии, но наиболее реалистично получается при значениях 30-60.
— Thin (no refraction) игнорирует часть настроек раздела Refraction. При этом объект становится прозрачным, но перестает преломлять свет.
— Caustics (slow) включает физически правильный расчет пропускания света. К сожалению, функция очень замедляет рендеринг.
Свойства
Основные механические характеристики пластмасс те же, что и для металлов. Пластмассы характеризуются малой плотностью (0,85—1,8 г/см³), чрезвычайно низкими электрической и тепловой проводимостями, не очень большой механической прочностью. При нагревании (часто с предварительным размягчением) они разлагаются. Не чувствительны к влажности, устойчивы к действию сильных кислот и оснований, отношение к органическим растворителям различное (в зависимости от химической природы полимера). Физиологически почти безвредны. Свойства пластмасс можно модифицировать методами сополимеризации или стереоспецифической полимеризации, путём сочетания различных пластмасс друг с другом или с другими материалами, такими как стеклянное волокно, текстильная ткань, введением наполнителей и красителей, пластификаторов, тепло- и светостабилизаторов, облучения и др., а также варьированием сырья, например, использование соответствующих полиолов и диизоцианатов при получении полиуретанов.
Твёрдость пластмасс определяется по Бринеллю при нагрузках 50—250 кгс на шарик диаметром 5 мм.
Теплостойкость по Мартенсу — температура, при которой пластмассовый брусок с размерами 120 × 15 × 10 мм, изгибаемый при постоянном моменте, создающем наибольшее напряжение изгиба на гранях 120 × 15 мм, равное 50 кгс/см², разрушится или изогнётся так, что укреплённый на конце образца рычаг длиной 210 мм переместится на 6 мм.
Теплостойкость по Вика — температура, при которой цилиндрический стержень диаметром 1,13 мм под действием груза массой 5 кг (для мягких пластмасс 1 кг) углубится в пластмассу на 1 мм.
Температура хрупкости (морозостойкость) — температура, при которой пластичный или эластичный материал при ударе может разрушиться хрупко.
Для придания особых свойств пластмассе в неё добавляют пластификаторы (силикон, дибутилфталат, ПЭГ и т. п.), антипирены (дифенилбутансульфокислота), антиоксиданты (трифенилфосфит, непредельные углеводороды).
Преимущества использования пластика
Популярность и востребованность пластика как материала была получена благодаря сочетанию высоких эксплуатационных свойств, долгому сроку службу. Из него можно изготавливать даже самые сложные формы конструкций, что очень ценится дизайнерами и инженерами. Имеет множество положительных сторон и преимуществ перед остальными видами материала, к которым относится:
- Высокая прочность. По данному показателю многие виды пластмасс можно легко сравнить со сталью, а иногда они даже превосходят их.
- Небольшой удельный вес. Несмотря на свою прочность, изделия из пластмасс гораздо легче металлических аналогов. Поэтому они получили широкое применение в автомобильной промышленности.
- Химическая инертность, стойкость. Пластиковые изделия устойчивы к возникновению коррозии, а некоторые из них даже способны выдерживать агрессивное влияние концентрированных кислот, щелочей.
- Простота обработки. Благодаря этому свойству, изготовление различных деталей и элементов требует минимальных единиц затрат труда.
- Декоративные свойства. Пластмассовому изделию можно придать какую угодно текстуру, также его можно окрасить в любой цвет.
- Устойчивость к механическим повреждениям. Изделия из пластмасс с низким давлением не повреждаются при эксплуатации или транспортировке. Также они устойчивы к образованию трещин, что стало основанием их применения при изготовлении труб, включая канализационные.
- Низкий коэффициент трения. Благодаря этому свойству некоторых видов пластмасс, можно добиться повышенной устойчивости к износу при продолжительном трении.
- Оптические свойства. Оптические полимеры ценятся за прозрачность, бесцветность. А некоторые из них превосходят даже оконное силикатное стекло.
Экспорт в формат FBX
Теперь, когда мы задали относительный путь к текстурам, можно перейти к экспорту в формат FBX. Опять же, процесс прост и его можно выполнить несколькими способами.
Совет
Если всю сцену экспортировать не требуется, рекомендуется экспортировать только те ресурсы, которые необходимы. В ресурсоемких сценах экспорт может занять много времени.
При использовании таких модификаторов, как Turbosmooth (Турбосглаживание) или Open SubDiv (Открытое подразделение), рекомендуется свернуть их перед экспортом, так как они могут вызвать проблемы во время его выполнения. Прежде чем это делать, обязательно сохраните сцену.
-
В сцене выберите ресурсы, которые необходимо экспортировать. На главной панели инструментов перейдите квыбранномуэкспортуэкспортафайлов .
-
В диалоговом окне Select File to Export (Выбор файла для экспорта) введите или выберите имя выходного файла. В списке Save as Type (Тип файла) выберите Autodesk (*.fbx) . В результате откроется окно экспорта в формат FBX.
Важно!
Если вы создали экземпляры в сцене, важно выбрать в параметрах экспорта FBX параметр Preserve Instances (Сохранить экземпляры)
Помните, что существует несколько способов экспорта файла. Если FBX-файл экспортируется для совместного использования объектов вместе с файлами их текстур в папке или каталоге, то должны правильно работать параметры, показанные на приведенном ниже снимке экрана.
Если вы предпочитаете не делиться большими папками и каталогами текстур вместе с FBX, вы можете внедрить текстуры в FBX. При внедрении текстур весь ресурс в целом, включая текстуры, добавляется в один FBX. При объединении всех экспортируемых данных в один ресурс размер результирующего FBX-файла будет значительно больше.
Важно!
Если размер результирующего FBX-файла превышает 2,4 ГБ, в параметрах экспорта в формат FBX должна быть указана как минимум версия 2016 или более поздняя. (Просмотрите предыдущий снимок экрана.) Более новые версии поддерживают 64 разрядов, поэтому они поддерживают файлы большего размера.
-
Для экспорта сцены вместе с текстурами в окне экспорта в формат *FBX выберите параметр Embed Media (Внедрить медиаданные).
-
Выберите остальные параметры и нажмите кнопку OK.
При экспорте в формат FBX с использованием физического материала после нажатия кнопки OK в окне экспорта в формат FBX, скорее всего, появится всплывающее окно с предупреждением:
Это предупреждение информирует о том, что экспортированные материалы могут быть несовместимы с другими пакетами программного обеспечения. Так как физический материал совместим с Удаленной отрисовкой Azure, нет повода для беспокойства.
-
Нажмите кнопку OK, чтобы завершить процесс и закрыть окно.
Bump
Одна из типичных проблем, с которой пользователи сталкиваются
при работе с материалом VRayBlendMtl, связана со сложностями в создании эффекта неровностей/рельефности
(Bump). Чтобы получилось реалистично, одна и та же бамп-карта должна
присутствовать во всех слоях, образующих бленд-материал, в особенности, если
маска для Blend Amount обладает очень высокой контрастностью с резкими
границами вокруг очертаний узора.
В материале поцарапанной краски, который вы видите ниже,
бамп есть только у белого слоя, отвечающего за царапины. Выглядит не слишком привлекательно.
В этом варианте исполнения карту бампа также добавили и в
материал краски.
Смотрится получше, но что, если возникнет потребность
добавить ещё и эффект «апельсиновой корки»? Если понадобятся дополнительные
эффекты рельефности, то надо будет изменить тип карты в отдельно взятом слое на Composite (Составной) и через Instance подгрузить в неё текстуру бампа. После
этого поверх неё можно будет накладывать другие карты, при этом общая карта
бампа останется неизменной.
Схема множественного бампа
В V-Ray версии 3 всё это делается гораздо проще при помощи
материала нового типа VRayBumpMtl. Его функционал позволяет добавить общий бамп
ко всему материалу VRayBlendMtl поверх уже существующего бампа в каждом слое.
Unwrella
Что умеет
Возможно, это один из самых полезных и нужных плагинов для тех, кто занимается созданием сложных текстур для своих моделей. Отличная альтернатива встроенным инструментам развёртки Autodesk 3ds Max.
Плагин Unwrella автоматически развёртывает трёхмерные модели с точным соотношением сторон поверхности пикселя к модели. Это может в разы ускорить создание карт для запекания текстур.
Особенности плагина Unwrella
- Отлично подходит для всех видов моделей (люди, органика, промышленные объекты).
- Автоматическое решение в один клик: нажимаешь и мгновенно получаешь результат.
- Сводит к минимуму наложение текстурных швов и уменьшает растяжение поверхности.
- Части текстур формируются большими кусками с максимальным использованием доступного пространства.
Технология производства пластиковых изделий
Всю работу по получению пластиковых изделий выполняет вакуумный агрегат, оператор же выполняет несложные действия и контролирует процесс.
В качестве рабочего материала используются различные листы термопластиков: ABS-пластик, поликарбонат, полиэтилен, поливинилхлорид, поликарбонат.
Выбор того или иного полимера зависит от назначения производимой продукции.
Все это качественные материалы, которые в дальнейшем можно окрашивать.
Процесс изготовления делится на 3 этапа:
- Создание матричной формы. Она представляет собой модель с точной формой и размерами будущего изделия, которую будет обтягивать прогретый до состояния пластичности и гибкости полимер. Матрицы изготавливают из термостойких материалов, таких как стеклопластик, различные смолы, алюминий. Как правило, для малосерийного производства применяют композитные материалы, для больших объемов – матрицы из алюминия и его сплавов;
- Образование формы. На этом этапе жестко закрепленный лист термопластика прогревают до температуры, когда он будет способен растягиваться. Это происходит в специальном станке, в котором уже установлена матрица. В момент готовности термопластика срабатывает автоматика, и лист опускается на матрицу, обтягивая ее. При этом непрерывно работает вакуумный насос, удаляющий воздух между матрицей и листом. Затем лист принудительно охлаждают и готовую форму извлекают из аппарата;
- Этап доработки формы. Включает в себя удаление излишних остатков листа, не входящих в изделие. Также прорезаются и высверливаются все необходимые отверстия. В некоторых случаях требуется дополнительное укрепление, как в случае с акриловой ванной.
Создаем новый материал
Открываем редактор материалов. Во вкладке Materials жмем Vray → VrayMtl. Перетягиваем в рабочее окно.
Два раза щелкаем на созданный материал. Справа появляются параметры.
- Deffuse — цвет материала;
- Reflect — отражение материала (черный цвет — абсолютно не отражает, белый цвет — зеркало);
- Refl.Glossiness — матовость\полированность материала (значение 1 задает зеркальную поверхность);
- Refract — прозрачность;
- Glossiness — четкость рефракции (значение 1 у стекла);
- Subdivs — качество визуализации (уменьшаем шум, чем выше значения, тем качественнее картинка);
- IOR — коэффициент преломления. У каждого материала свое значение IOR. Ищите их в специальных таблицах.
Создадим материал паркета. Вместо цвета мы будем использовать текстуру. Просто перетягиваем ее в окно редактора материалов и устанавливаем на Diffuse Map (1).
Загружаем карту отражений. В щелях паркет не отражает, на карте такие места обозначены черным. Перетаскиваем карту в редактор материалов. Устанавливаем ее на Reflect Map (2). Ставим галочку Fresnel reflection (3) (зависимость отражения от угла зрения).
Загружаем карту шероховатостей. Применяем к Bump (4). Ставим Subdivs больше, чтобы убрать шум.
У нас получился вот такой материал паркета.
Чтобы создавать более сложные и реалистичные шейдеры нужно понимать физические особенности материалов. Опыт и более глубокое изучение вопроса со временем даст хороший результат. А лучше всего получить структурированную информацию и пройти обучение по видеокурсу: Секреты VRay-материалов. Там очень много полезного и можно скачать сцену готового интерьера с настройками и освещением, чтобы по инструкции начать назначать материалы.