Сервисы облачного гейминга в России и за рубежом
Со времен создания и распада первых cloud game сервисов рынок облачного гейминга сформировался и пришел в норму. Теперь даже есть из чего выбрать!
GeForce Now (GFN)
Проект от компании NVIDIA сейчас является одним из топовых сервисов. Почему? Достаточно посмотреть на название и компанию-владелицу. Гигантские дата-центры предоставляют игрокам всю необходимую мощь, а технологии NVIDIA позволяют получить максимум от графики (технология RTX).
В России GFN предлагает геймерам полноценную русскоязычную поддержку и достаточно лояльный ценник – 999 рублей в месяц (если брать аккаунт на более долгие сроки, можно получить скидку). Раньше GeForce Now предлагал 14-дневный бесплатный пробный период, но теперь его заменили полноценным бесплатным аккаунтом с небольшими ограничениями.
PlayKey
Популярный российский сервис, который славится гибкими и прозрачными тарифами. Все просто: 1 минута игры – 1 рубль. При этом разработчики обещают, что даже скорости 10 Мбит/с будет достаточно для более-менее комфортной игры.
Библиотека игр очень обширна, однако потестировать бесплатно ее долго не получится: компания дает всего 20 демо-минут, потом тариф придется оплачивать.
LoudPlay
Еще один популярный российский сервис, поддерживающий игры из Steam, Origin, Uplay и других. В целом, отличия от большинства конкурентов заключаются в двух факторах: полное отсутствие ознакомительной версии, а цена аренды сервера – 50 рублей в час и выше (зависит от выбранного тарифа).
Помимо этого, игрокам на LoedPlay предоставляется возможность устанавливать любые модификации играм, копировать сохранения и так далее. То есть пользователь арендует исключительно мощности сервера, в остальном – полная свобода действий.
Drova
Принцип работы данного сервиса отличается от большинства: Drova работают по системе p2p, являясь посредниками между владельцем мощного ПК, который желает сдать оборудование в аренду, и пользователями, которым эти мощности нужны. Таким образом, у Drova нет собственного оборудования, но есть программная оболочка, позволяющая совершать подобные операции.
Конечно, арендодатели получают свою прибыль – до 80% от платежей игроков. Поэтому многие владельцы мощных ПК используют сервис в качестве средства дополнительного заработка.
Google Stadia
Изначально планировалось, что Google Stadia станет настоящим «убийцей» всех других сервисов облачного гейминга. Громогласные обещания не оправдали ожидания пользователей, и в итоге не все функции «стадии» оказались реализованы. Однако свои достоинства у сервиса есть: огромный выбор игр, интеграция с Google, собственный геймпад, эксклюзивы и так далее.
Пока рано сбрасывать Google Stadia со счетов, так как проект активно дорабатывается и исправляет допущенные ошибки. Возможно, в скором будущем он действительно затмит собой другие сервисы.
Кстати, в России Google Stadia пока недоступен. Но даже, когда сервис наконец-то ворвется на российский рынок, вряд ли он мгновенно займет лидирующую позицию: сейчас много альтернатив, ценник у которых гораздо ниже.
Плюсы облачного гейминга
Самый очевидный плюс – это отсутствие необходимости в покупке и, что немаловажно, обновлении игрового компьютера. Вы просто платите за использование облачного сервиса и можете играть хоть на домашнем компьютере, хоть на офисном ноутбуке, и даже со смартфона на Android, планшета или приставки для телевизора
Подписка стоит около 10$ в месяц, что явно выгоднее, чем владение компьютером.
Второй плюс в том, что вы можете играть на более высоких настройках графики, чем дома. Это при условии, что средний игровой компьютер не тянет новинки на максимальных настройках с комфортным 30-60 FPS.
Вам не нужно устанавливать и хранить все игры на компьютере. Это занимает время, дисковое пространство, а иногда нервы, если появляются какие-то ошибки при установке и запуске. Вы также можете сохраняться и копировать сохранения. Можно начать играть дома, а продолжить на даче.
Вам не нужно платить за электричество, потребляемое компьютером. На первый взгляд кажется смешным, но за год набегает вполне ощутимая сумма. Особенно это касается западных стран, где тарифы повыше, чем у нас.
Плюсы и минусы киберспорта
Если появилась решимость заняться киберспортом, важно знать, что ожидает игрока на этом пути. Чтобы не раствориться в иллюзиях, надо изучить положительные стороны данного спорта, и быть готовым к неизбежным трудностям
Преимущества киберспорта
Источник дохода. Про-геймеры с опытом успешных выступлений получают кроме призовых выплат стабильную зарплату и процент от рекламы. Широко известные игроки заключают долгосрочные контракты, их гонорары не уступают заработку звезд мирового спорта.
Возможность превратить увлечение в профессию. В киберспорте не могут добиться успеха случайные люди. В профи идут истинные ценители игры, готовые посвящать этому делу много времени. Получать за любимое занятие деньги — большая удача.
Расширение круга общения. Кроме турниров, есть множество сайтов, форумов и сообществ, где геймеры знакомятся, делятся опытом, налаживают дружеские отношения или деловые связи. Выбрав эту профессию, даже закостенелые отшельники часто становятся контактными и общительными людьми.
Признание общественности. Именитые профи, чьи игры транслировались на широкую аудиторию, быстро становятся медийными персонами. Их приглашают сниматься в рекламных роликах, они дают интервью и участвуют в фотосессиях.
Возможность путешествовать. Большие турниры и малые соревнования проходят на всех континентах, благодаря чему киберспортсмены могут оценить красоту дальних стран. Организаторы оплачивают перелеты и проживание, помогают оформить документы на выезд, создают комфортные условия. В свободное от работы время игроки знакомятся с культурой страны, осматривают достопримечательности.
Отсутствие допинга. Не существует препаратов, стимулирующих геймера лучше играть. Единственное исключение — безалкогольные энергетики, которые предлагают спонсоры на турнирах. В качестве рекламы они присутствуют на столах игроков, но пить их никто не заставляет.
Широкий спектр деятельности. Карьера про-геймера обычно заканчивается после 30 лет, это спорт для молодых. Но многие игроки не «выходят в тираж», а переквалифицируются. Они становятся менеджерами, комментаторами (стримерами), букмекерами и аналитиками.
Место проживания, национальность, образование. Для игры не имеет значения, где живет геймер, его национальность и образование. Определяющий фактор — уровень профессионализма.
Если любитель удачно выступает на малых турнирах онлайн, проявляет свой талант и мастерство, его обязательно заметят.
Недостатки киберспорта
Чтобы трезво оценивать профессию киберспортсмена, надо знать сопутствующие недостатки:
Риск не добиться желаемых результатов. Для успеха надо быть стратегом и тактиком, иметь быструю реакцию и высокую моторику. Необходимо обладать смелостью, умением мгновенно принимать верное решение, а упорными тренировками не всякий навык можно получить.
Начальный капитал. Когда геймер начинает соревноваться с опытными игроками, для победы важны мощность персонального компьютера, качество рабочей гарнитуры (монитор, мышка, клавиатура). Первые поездки на турниры часто спортсмен оплачивает самостоятельно. Хорошая техника и путешествия требуют немало средств.
Нехватка свободного времени. Тренировки занимают 8-12 часов в сутки и больше. Любая другая служба имеет рабочий график, в киберспорте не существует лимитов. Профессионалы посвящают себя игре, постоянно совершенствуя мастерство.
Малоподвижная работа. Сидячий образ жизни затормаживает кровообращение, негативно влияет на функционал организма. Если не выполнять комплекс упражнений, то многочасовое сидение в кресле перед монитором может отразиться на состоянии здоровья.
Нестабильный и невысокий заработок. На старте карьеры новички не имеют стабильного дохода. Первое время это призовые деньги или скромный месячный оклад. Поэтому надеяться сразу на высокий заработок не стоит.
История киберспорта: первые упоминания в СМИ
История киберспорта не единожды упоминает фамилию Уолтера. В 1983 году Дэй создал Национальную команду по видеоиграм, в состав которой вошли лучшие игроки Штатов по самым популярным на тот момент видеоиграм. Кроме того, Уолтер спонсировал различные мероприятия, а также регулярно становился организатором турниров.
Чем больше появлялось соревнований, тем чаще тема киберспорта попадала на страницы СМИ, где освещались топовые на тот момент турниры и имена лучших игроков. Первой звездой видеоигр стал Бил Митчел, обладатель рекордов в таких популярных на тот момент играх, как Pac-Man, Donkey Kong, Burger Time и т.д.
Позже видеоигры добрались и до телевидения, где были запущены передачи про «электронный спорт». Так, с 1982 по 1984 года выходили шоу Starcade и That’s Incredible!, в рамках которых проводились теле-турниры по видеоиграм. Там тоже не обошлось без уже известного нам Уолтера Дэя, который выступал в роли ведущего.
К середине 80-х игровой рынок был очевидно перенасыщен, ввиду чего число салонов начало стремительно уменьшаться. В то время были вынуждены закрыться сотни заведений. Игровая промышленность начала возрождаться лишь благодаря компании Nintendo, выпустившая Nintendo Entertainment System. Система позволяла любителям видеоигр играть в комфортных домашних условиях, избавив от необходимости стоять в очередях салона.
2 Minecraft
What else can be said about the generation-defining modern classic known as Minecraft? Forget your normal everyday house: players have created full real-life cities (to scale), gigantic kingdoms with huge monuments, and simple summer homes. The options in Minecraft are so limitless and over the years, the content has only increased and the possibilities have only widened.
That is mainly in creative mode, however, as players have struggled to create substantial projects in survival and hardcore modes — struggled, yes, but players have still created special constructs nonetheless. The Minecraft hype still hasn’t died down over a decade later, and players are bound to continue making incredible homes for all.
Amazon Luna
Amazon Luna – новый шаг крупнейшей в мире компании в области электронной коммерции занять нишу на рынке игровых развлечений. На данный момент сервис находится в раннем доступе, поэтому доступен исключительно на материковой части США.
Подходящие под региональные ограничения пользователи могут выбрать подписку из трех возможных вариантов. Стандартный пакет обойдется в 5,99$.
Однако обновляемая библиотека игровых новинок, большой список поддерживаемых платформ и интерактивная интеграция с Twitch вместе с персональным геймпадом кажутся весьма сомнительными преимуществами на фоне недоступности сервиса во всем остальном мире.
Выберите специализацию
Точечная специализация – кратчайший путь к успеху
Рекомендуем даже и не пытаться стать профессионалом во всех областях и не распылять свое внимание в одинаковой степени на весь ассортимент героев, умений и возможностей, которые предоставляет игра. Разумеется, в начале знакомства с киберспортивной дисциплиной стоит уделить внимание всем ее тонкостям, но в дальнейшем сосредоточьтесь на подробном изучении одной роли, которую вы будете отыгрывать в матчах
Например, можно вспомнить Dota 2, где весь пул героев согласно индивидуальным функциям делится на несколько ролей, среди которых в особенности стоит выделить керри, мидеров, оффлейнеров, роумеров и саппортов.
Выбор роли окажет решающее значение на ваши несколько следующих лет в киберспортивной отрасли, поэтому к решению стоит отнестись не менее осознанно, чем к выбору игры. Но это не значит, что выбрав специализацию не стоит посвящать время изучению других ролей и персонажей. Киберспорт – не столько борьба рефлексов, как интеллектуальное противостояние, поэтому чем больше вы знаете о плюсах, минусах и способах взаимодействия героев разных ролей, тем с большей вероятностью займете верхние позиции в турнирной таблице.
Эволюция аудитории видеоигр
За последние несколько десятилетий геймеры прошли эволюционный путь от первопроходцев интернета до стримеров и киберспортсменов. Это вполне закономерно, ведь досуг человека постепенно перемещается в виртуальное пространство. Согласно данным аналитиков необанка и маркетплейса для геймеров NUUM от МТС, среднестатистический геймер — это мужчина за 30, у которого постоянная работа и доход выше среднего. Он живет в городе-миллионнике вместе с женой, значительная часть геймеров имеет детей. Среди населения России таких пользователей более 20 млн, что сопоставимо с населением Москвы.
По обезличенным данным МТС Банка, сейчас платящие геймеры из России тратят около ₽5 тыс. в год, в то время как средний геймер в США в переводе на рубли тратит ₽18–25 тыс. Это говорит о том, что отечественный рынок платного потребления в гейминге еще только формируется, но имеет потенциал роста. Гейминг практически сформировался как самостоятельная категория досуга: игроки тратят столько же денег и времени на цифровые развлечения, сколько среднестатистический россиянин на классические — поход в кино или просмотр сериала. Во многом это произошло на фоне пандемии COVID-19.
Согласно аналитике Steam, в 2020 году на платформе ежемесячно появлялось 2,6 млн новых пользователей со всего мира, а время, которое геймеры проводили в играх, выросло на 50,7% по сравнению с 2019 годом. В среднем количество активных пользователей Steam в месяц составляло 120 млн человек — в марте 2020 года среди них было 26 млн пользователей из России. Больше на тот момент было только геймеров из США и Китая. Согласно исследованиям, цифровые развлечения — один из способов справиться с депрессивными состояниями во время локдауна.
Социальная экономика
Это не игрушки: почему в кризис стали популярны странные видеоигры
По итогам 2020 года в мире было 2,7 млрд геймеров, а по прогнозам сервиса Statista, к концу 2021 аудитория игрового рынка составит уже 3,2 млрд человек — то есть, больше трети жителей Земли будут играть в компьютерные игры.
2 Terraria
This indie game has role-playing elements, but many will love it for its substantial building component. Not only can players build a house, but they can also build entire cities to house allies they meet along the way.
Terraria is a sandbox game in the sense that players get a great degree of creative potential. This is a title someone can invest over a thousand hours playing. It contains exploration and boss fights, so the game offers a lot more content than just building.
Terraria was released on May 16, 2011, and is available on the following platforms:
- Microsoft Windows
- PlayStation 3
- Xbox 360
- PlayStation Vita
- iOS
- Android
- Microsoft Windows Phone
- PlayStation 4
- Xbox One
- Mac OS
- Linux
- Nintendo 3DS
- Wii U
- Nintendo Switch
- Google Stadia
1.Определитесь с игрой
Перед началом восхождения на вершину киберспорта стоит определиться с игрой, в которой вы планируете достигнуть максимального успеха. Старайтесь сконцентрироваться только на одной игре, которая пользуется популярностью в киберспорте. Среди таких проектов отметим Counter Strike: Global Offensive, Dota 2, Fortnite и League of Legends
Впрочем, список лидеров в индустрии отнюдь не ограничивается этой четверткой и при выборе рекомендуем обратить внимание на сайт www.esportsearnings.com, показывающий подробную статистику по самым популярным киберспортивным дисциплинам
За 2019 год абсолютным лидером в индустрии стал Fortnite, по которому прошло 365 турниров с общим призовым фондом более 65 миллионов долларов. Впечатляет. Так значит, при желании получить максимальную прибыль от интерактивных развлечений стоит стремглав мчаться устанавливать Fortnite и тратить все свободное время на изучение геймплейных тонкостей игры? Почему бы и нет, только учтите, что руководствуясь исключительно денежными мотивами выбирать игру, как и начинать карьеру киберспортсмена – не лучший вариант. Учтите, что за одной игрой вам придется провести тысячи, если не десятки тысяч часов, поэтому опробуйте несколько видеоигр и выберите ту, геймплей которой вам больше всего по душе.
1 The Sims 4
DLC The Sims installments bring more customization to an already great series. One can build modern and sleek homes that are the envy of the Sim neighborhood. Pour your imagination into quaint homes or construct a mansion for a family of Sims.
Players have the creative license to make stunning homes; paint the outside, or furnish the interior of a home. The Sims 4 could be the best building game for architecture geeks.
The Sims 4 was released on September 2, 2014, and is available on the following platforms:
- Microsoft Windows
- Mac OS
- PlayStation 4
- Xbox One
NEXT: The Sims 4: Insanely Beautiful Homes (& How Much They Cost)
Elden Ring Player Creates Ross Geller from Friends Using Character Creator
Read Next
About The Author
Reyadh Rahaman
(650 Articles Published)
Reyadh is a writer of fantasy, horror, and science fiction who loves to play video games full of monsters and magic. When he’s not scribing unique and unrelenting speculative fiction or slaying demons in virtual worlds, he is writing strategy guides to help others reach their gaming goals.
More
From Reyadh Rahaman
Кто такой геймер
Летом 2020 года на портале IGN опубликовали новость о том, что около 3 млрд людей являются поклонниками видеоигр. Половина из них – это любители компьютерных игр, остальные же играют на смартфонах, игровых консолях и пр.
С каждым годом количество геймеров стремительно растет как среди мужского, так и женского населения. Хотя вторых значительно меньше. Такой рост связан с доступностью технической аппаратуры. Да и сами игры становятся все красочнее и реалистичнее. И независимо от возраста, в 10, 18, 30 или 50 лет найдется развлечение по душе.
Обычный геймер-любитель играет ради удовольствия. У киберспортсмена же к удовольствию прибавляется жажда достижений и выигрыша. Чтобы достичь заветной цели, игроки придумывают упражнения, разрабатывают специальные стратегии и методики, которые действуют в определенных ситуациях. Например, в шутерах больше важна скорость реакции, а в футбольных симуляторах – способность быстро составлять комбинации клавиш.
Источники дохода киберспортсмена
У киберспортсмена 3 основных источника дохода:
Гонорары за призовые места на соревнованиях. На малых площадках суммы выигрыша 100-500 евро, на крупных турнирах денежные фонды достигают 10 млн евро и выше. Матчи для новичков часто ограничиваются подарками — техника, гарнитура, сувениры.
Месячный оклад. Когда игрок попадает в команду и подписывает контракт, по нему предусмотрена стабильная зарплата. Малые клубы выплачивают членам порядка 200-500$, оклад игроков высокого класса от 2000$ и выше.
Процент от рекламы, бонусы. Большинство опытных команд имеют доход от рекламы. Спонсоры активно используют игровые арены для продвижения бизнеса, а про-геймеры получают свой процент. Бонусами обычно выступают оплаченные поездки на турниры, отдых на курорте или премия за удачную игру.
Дополнительный доход. Медийные игроки, которые приобрели узнаваемость, обеспечены дополнительными доходами. Они зарабатывают на стримах, проводят тренинги, пишут руководства. Активное продвижение личного бренда в соцсетях, расширение аудитории тоже со временем приносят дивиденды.
Подходите с умом к тренировкам
Несмотря на распространенное мнение, чтобы играть как киберспортсмен недостаточно просто проводить за игрой все свободное время, даже тех же указанных выше 10 тысяч часов вряд ли хватит. Играть в свое удовольствие и с равными по навыкам игроками – это самый легкий путь, который, к сожалению, с большей долей вероятности заставит топтаться на одном месте. К тренировкам надо подходит осознанно, просматривая сыгранные матчи, анализируя свои ошибки и отрабатывая новые тактики. Постоянно учиться чему-то новому – залог развития в сфере электронных развлечений.
Стратегические решения и новые тактические возможности лучше всего подсматривать у топовых киберспортсменов, наблюдая за их действиями на стримах, читая написанные ими гайды и пытаясь применить полученные знания непосредственно в игре. На просторах социальной сети можно найти достаточно полезной информации в открытом доступе, но если вы желаете ускорить процесс обучения, то никто не запрещает нанять ментора, который укажет на основные просчеты. Также не забывайте дотошно изучать особенности всех элементы игры, будь то сила отдачи у каждого оружия, самые действенные сборки артефактов, шорткаты, простреливаемые зоны на карте и многое-многое другое.
Как пользоваться «YouTube Гейминг» с компьютера?
Заинтересовавшись данным сервисом, вы зададите вопрос, а как им пользоваться? На самом деле все достаточно легко и просто!
Просмотр трансляций, видеороликов
Перейдите на сайт сервиса «YouTube Гейминг». Если у вас уже есть профиль YouTube, то произойдет автоматическая авторизация. В противном случае, вам будет предложено пройти этап регистрации аккаунта (занимает около 5 минут).
После этого вы увидите многочисленные видеоролики
Обратите внимание на пометку «В ЭФИРЕ» — это означает, что в данный момент ведётся прямая трансляция игровой сессии.
Перейдя на прямую трансляцию, вы столкнётесь со знакомым интерфейсом, который можно встретить при просмотре видео на YouTube. Единственное отличие, что в данном случае присутствует чат, который можно использовать для общения с автором данной трансляции.
Как начать трансляцию на «YouTube Гейминг»
- Перейдите на сайт сервиса «YouTube Гейминг». Если у вас уже есть профиль YouTube, то произойдет автоматическая авторизация. В том случае, если у вас нет профиля, то пройдите регистрацию. Об этом рассказано в подзаголовке «Как зарегистрироваться на сервисе «YouTube Гейминг»?», который располагается в начале статьи.
- После успешной авторизации на сервисе, нажмите на кнопку «НАЧАТЬ ТРАНСЛЯЦИЮ».
Затем снова кликните по кнопке «Начать трансляцию».
Если у вас никогда не было канала на видеохостинге YouTube, то будет предложено создать канал. Для этого нажмите на кнопку «Создать канал».
Теперь на новой вкладке нажмите на кнопку «Начать».
На этапе создания трансляции, нужно будет подтвердить номер мобильного телефона. Укажите страну, способ получения кода, а также номер телефона, после этого кликните по кнопке «Отправить».
Впишите 6-значный код в поле, а затем снова нажмите на кнопку «Отправить».
Появится уведомление о том, что ваш YouTube аккаунт был успешно подтвержден. Теперь кликните на кнопку «Продолжить».
После этого, вы будете оповещены о том, что начался процесс обработки вашего аккаунта для разрешения ведения онлайн трансляций. Этот процесс длится до 48 часов. Как только ваш аккаунт будет одобрен, вы сможете вести стримы игровых сессий.
Затем вас перенаправит на страницу с настройками прямой трансляции, раскройте вкладку «Настройте видеокодер».
В новой вкладке, вам нужно будет указать версию программы OBS Studio — это программа, которая позволяет транслировать прямую трансляцию с экрана вашего компьютера в сервис YouTube Гейминг. В нашем случае, мы выбрали версию программы для OC Windows.
- После скачивания программы OBS Studio, установите на компьютер. Установка достаточно простая и понятная. В конце установки нажмите на кнопку «Finish» (не убирайте флажок с пункта, чтобы сразу же запустить OBS Studio).
- В новом окне, вам будет предложены условия лицензионного соглашения, по возможности прочтите условия, а затем нажмите на кнопку «OK».
После этого войдите в «Настройки», дождитесь появления окна.
В разделе настроек, вам необходимо перейти на вкладку «Вещание».
Раскройте функцию «Тип вещания», а затем выберите «Пользовательский сервер вещания».
В вашем случае должно выглядеть примерно также, как на картинке ниже.
Теперь в разделе «Источники» в главном меню программы, нажмите на иконку «+».
Затем выберите предпочитаемый источник, откуда будет происходить прямая трансляция. Если вы хотите транслировать игру, то нажмите на «Захват игры», если цель заключается в том, чтобы транслировать происходящее на экране, то выберите «Захват экрана».
После всех проделанных действий и манипуляций, жмите на кнопку «Запустить трансляцию». Дождитесь запуска прямой трансляции, так как порой это занимает несколько минут.
Теперь вы можете видеть статус «В ЭФИРЕ» — это означает, что с вашего аккаунта ведётся прямая трансляция. При необходимости вы можете остановить трансляцию, просто нажав на кнопку «Остановить трансляцию».
Преимущества инхаус
Когда IT-деятельность осуществляется в офисе, у этого есть ряд преимуществ:
-
все разработчики вовлечены в рабочий процесс, так как они целый день занимаются задачами по программированию и ничем особо не отвлекаются;
-
инхаус-разработчик более компетентен непосредственно в деятельности и продукте компании, чем его «удаленные» оппоненты, потому что со своей компанией он сталкивается каждый день, а значит, он сильнее замотивирован развивать продукт;
-
инхаус-программистов легче контролировать и вовремя направить в нужное русло;
-
улучшена коммуникация: все друг друга знают и понимают, на что способен каждый сотрудник, поэтому его озадачивают по его способностям.
Из недостатков такой модели можно выделить следующие
-
иногда бывает сложно найти именно того разработчика, который нужен прямо сейчас в команду, потому что нет возможности объективно оценивать соискателей;
-
в инхаус зарплата специалиста редко бывает «ниже рыночной», что не скажешь про удаленных сотрудников или фрилансеров;
-
если нужно существенно расширить штат, то также нужно будет расширять и офис (или открывать новый), такой проблемы нет при удаленной организации труда;
-
набирая сотрудника инхаус, нужно будет постоянно обеспечивать его работой, так как он оформляется в штат, а значит, простои компании не выгодны.
3.Будьте терпеливы
Известное «правило 10 000 часов» распространяется на киберспорт ровно в той же степени, как на занятие музыкой, программирование и что-либо еще, и проповедует очевидную истину – если хочешь стать мастером, то готовься потратить на свое увлечение огромное количество времени. Разумеется, десять тысяч часов – число относительное, и придуманное только как основание в очередной раз подчеркнуть, что без колоссальных вложений труда практически нет возможностей добиться значимого успеха.
В тоже время заметим, что терпение – это не только про затраченное на тренировки время, но и про внутреннюю стойкость, которая позволит пережить месяцы, а то и годы безуспешных попыток пробиться в первую десятку лучших игроков на локальных турнирах, где даже и призового фонда может не быть. Отсутствие должного успеха в заранее поставленные сроки способно расстроить, а то и сломать кого угодно, заставляя с горечью отречься от собственной мечты. Да, мир несправедлив и сравнивая кривую собственного успеха с популярными звездами киберспорта легко впасть в осадок, задумываясь о собственной профнепригодности. Однако, если пусть и маленькими шажочками, но вы становитесь лучше и вам нравится то, чем вы занимаетесь, то вы на верном пути.
Для студентов
ICPC
Что: ежегодный студенческий командный чемпионат мира по программированию. Проводится с 1977 года.
Среднее число участников: более 52 тысяч студентов из 3 тысяч учебных заведений.
Условия: возраст не старше 24 лет, статус студента и аспиранта, сформированная команда под руководством тренера.
Задачи: чемпионат состоит из нескольких этапов: в некоторых регионах — ⅛ (квалификационный тур региона), региональный финал (четвертьфинал), суперфинал региона (полуфинал) и международный финал. На каждом этапе проводят пятичасовой контест, который состоит из 8–14 задач. Соревнование командное, команде из трёх студентов выдаётся один компьютер. Разрешено использовать языки программирования C/C++, Java, Python и Kotlin.
Зачем участвовать: ICPC считается одним из самых престижных чемпионатов по программированию. Победа на первенстве — большой плюс к резюме. Но подготовка и участие — тоже ценный опыт. Например, на сборах можно прокачать навыки работы с новыми системами, инструментами и технологиями.
Интересный факт: в июне 2020 ICPC впервые пройдет в Москве — его организует МФТИ. Ещё один интересный факт — в 2000 и 2001 году победителем ICPC стал Николай Дуров, брат Павла Дурова, он отвечал за техническую разработку VK и Telegram. Во время финала работает специальная студия ICPC Live, освещающая на нескольких языках (в том числе и на русском) ход финала.
В преддверии финала ICPC обычно проводится двухдневный чемпионат по спортивному программированию Moscode Festival, организованный Центром развития IT-образования МФТИ. На фестивале за 5 часов нужно решить 12 алгоритмических задач по стандартам ICPC. Участие в фестивале бесплатное, а обучение и соревновательная часть проходят на английском, так что это отличная возможность попрактиковать язык накануне международных соревнований.
Студентам, а также выпускникам сообщества, также можно поучаствовать в OpenCup — открытом кубке им. Е.В. Панкратьева по программированию. Соревнования проводятся по трём категориям: SCHOOL для школьников, ACM для студентов и OPEN для всех остальных. За победу в этом сезоне борются команды из медалистов ICPC прошлых лет из Польши, США и России. Сезон OpenCup состоит из нескольких этапов, которые проводятся в двух дивизионах — основном и учебном, поэтому первенство подойдёт для программистов разного уровня. Соревнование проходит по секторной схеме с более чем 200 зарегистрированных площадок, а в связи с ограничениями из-за борьбы с коронавирусом командам рекомендовано участвовать в соревнованиях, не собираясь физически в одном месте, но общаясь между собой через средства коммуникации.
Россия и страны СНГ в киберспорте
Геймеры из России и стран СНГ были и остаются среди лидеров в большинстве киберспортивных дисциплин. Это можно легко связать с доступностью — скажем, в России хороший и дешёвый интернет, большой выбор компьютерной техники и комплектующих (по крайней мере, так было до пандемии и дефицита видеокарт). Есть и другие причины — богатая история отечественного киберспорта, различные проблемы с реализацией в традиционных видах спорта.
«Россию и страны из СНГ-региона вполне можно назвать одними из лучших для занятий киберспортом. Это связано в первую очередь с тем, что для занятий виртуальным спортом здесь не нужны какие-либо огромные затраты. Кроме того, есть обширное комьюнити, можно найти единомышленников. Немало и талантливых игроков, которые составят достойную конкуренцию», — отметил в комментарии для Skillbox Media Данил Danskor Лисейцев, тренер академии CyberBox.
2021 год стал по-настоящему прорывным даже для нашего сообщества. Россия и страны СНГ доминировали в нескольких самых известных дисциплинах, показав прекрасные результаты в ряде других. Победа Team Spirit на The International 10, где пятеро игроков из России и Украины забрали рекордные 18 млн долларов (команду поздравил даже президент Путин), — фантастика, но это лишь верхушка айсберга.
Команда Team Spirit, состоящая из российских и украинских игроков, на чемпионате The International 2021. Фото: сайт Team Spirit
Например, наши команды по самому известному шутеру Counter-Strike в 2021 году выиграли 11 крупных мировых чемпионатов из 13, в том числе главный турнир — PGL Major Stockholm с призовым фондом 2 млн долларов. Украинская NAVI и российская Gambit Esports — две лучшие команды в мире, а ряд других коллективов из СНГ регулярно принимает участие в главных событиях мира CS:GO.
Команда Gambit Esports по новому шутеру Valorant победила на Masters в Берлине и дошла до финала первого чемпионата мира. В другом шутере, Rainbow Six Siege, высокие позиции в мире сохраняет российская Team Empire, которая в 2021 году заняла второе место на мейджоре. Топы турниров по королевским битвам Fortnite, Apex Legends и PUBG тоже не обходятся без наших команд — победы и призовые места редкостью уже не назвать.
Легендарный Дмитрий Happy Костин побеждает на турнире с самым большим призовым в истории стратегии Warcraft 3, не проиграв ни карты. В стратегии Age of Empires 2 на чемпионате King of the Desert 4 на первые роли выходит Дмитрий Vinchester Смирнов. Русскоязычные игроки всё успешнее сражаются в мобильных PUBG, Clash Royale, Brawl Stars и так далее — раньше считалось, что это полностью азиатский рынок.
Запись матча в Age of Empires 2 с участием Дмитрия Vinchester Смирнова
Перечислять, поверьте, можно очень долго — быстрее закончатся дисциплины. Игроки из России и СНГ прекрасно проявляют себя почти во всех играх. В такой среде, где отдельной игрой увлечены другие русскоязычные геймеры, новому человеку проще учиться, участвовать в турнирах и расти как киберспортсмен.
Благодаря этим успехам индустрия киберспорта в России стремительно развивается. Регулярно проводятся соревнования в школах и вузах, турниры для начинающих устраивает государство, появилось несколько клубов мирового уровня со своими академиями, а время в компьютерном клубе или компьютер с высокоскоростным интернетом обходится не так дорого — по крайней мере, если сравнивать цены с расходами на другие виды спорта.